Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про всяких барсов

.

.19.jpg - image uploaded to Picamatic
Собственно, это разговоры с автором детективов  Петром Катериничевым в апреле 2000 года.  Он был (и сейчас есть) вполне успешным автором. Сейчас, кажется, по его книге сняли фильм "Медвежья охота", который что-то там получил на фестивале патриотического кино. А тогда, девять лет назад, ничего из его книг даже не было экранизировано - к его героям только подбиралось сериальное телевидение. Вполне себе успешный детективщик, я считаю. только демонстративно непубличный. Мы сидели с ним в кафе неподалёку от Литературного института - этого кафе уже нет, как и самого времени рубежа нулевых с их странным окрасом.

- Как всё-таки получилось, что вы начали писать романы, да ещё приключенческие, да ещё со своими же стихами внутри?
- Я в Калуге родился, там и учился. Закончил историко-английский факультет. Тогда увлекался наукой. Тема такая у меня была: "Молодежное движение в странах Южной Азии". А потом работал по распределению, ездил в археологические экспедиции, я писал какие-то статьи, куда-то их сдавал. Потом я переехал в Киев, женился потому что. Работал преподавателем года два, потом стал работать в журнале "Радуга". Рассказы писал, стихи, песни... У меня мечта была такая - соединить жанры.
- А по гитару не пробовали? Я, правда, это говорю как человек, который как корью переболел гитарным пристрастием и сейчас относится к этому движению несколько скептически…
- Ну я сразу отнесся к этому критично, но если есть песни, то нужно их где-то петь... Хотя КСП уже был в периоде загнивания.
- А выступать не пробовали?
- Да пробовал. Выступал на всяких слётах, но в этом мире существует не менее жесткая, чем в толстых журналах система очередности - а я решил: в очереди стоять не буду. То есть можно стоять в очереди, а можно сходить конем - ведь на самом деле никто никому не мешает. Не в песнях ни в литературе.
- А что был за первый напечатанный текст?
- Самый первый? А, это стишок был - в газете "Молодой ленинец". Это такая калужская молодежная областная газета. Мне было лет двадцать шесть, и в то утро как раз вышел из запоя, а тут эта газета....
- Да... Выйти утром за пивом, а там газета на стенде висит…
- Маленькая повесть была напечатана в "Радуге", потом рассказы в "Смене" и "Авроре" и еще что... А вот книжку я очень хорошо помню - первую "Редкую птицу".
Я как раз заканчивал Литинститут. Я помню, что когда я закончил в восемьдесят втором истфак, и передо мной стал выбор - заниматься наукой или литературой. Но на дворе стояла галимая Советская власть, и той наукой, что мне предлагали, заниматься не хотелось.
А от литературы было совершенно страшное впечатление - все поделились на школы и жанры - либо элитарная литература, либо "Наш Современник".
- А как получился этот тип героя? Такое впечатление, что в нем есть автобиографические черты.
- Тут вот в чем дело - когда появились на нашем рынке многочисленные западные детективы, то я понял, что герой, который только и делает, что морды бьёт должен скоро всем наскучить. Реальное и понятное желание - это же сделать лучше. И вот я попытался.
- Вторая и третья книги как бы уже привязаны сюжетом, влекутся им. В этом смысле первая книга всегда несколько тяжелее...
- Тут был соблазн, когда вышла первая книга, погнать сериал. Но я сделал вторую книгу в совершенно другом стиле, чем первую. С другими задачами типа "Делай дело хорошо и не делай плохо".
- У вас делается ставка на героя-интеллектуала...
- Ну "интеллектуал" - слово довольно бездушное. Вот Джеймс Бонд, надо сказать, не интеллектуал. Он человек с юмором, весьма обаятельный, безусловно сообразительный и светский персонаж, но - не интеллектуал.
- Ну не бывает идеального героя, как не бывает идеального стрелкового оружия. Либо он бегает по крышам с пистолетом, либо решает аналитические задачи с трубкой в зубах.
- Причем если написать роман о настоящем аналитике, то это будет довольно скучный роман. Но если это будет роман о настоящем действительно настоящем аналитике, то это тоже будет скучно.
- Роман о настоящем оперативнике будет ещё скучнее...
- Главное умение оперативника - умение ждать.
- Ну, главное умение оперативника много и хорошо писать. Я все-таки вернусь к герою. Мне было интересно читать эти книги потому что во-первых, они не косноязычны, во-вторых, в них динамичный сюжет, и, наконец, попытка создания интеллектуального героя. Дело в том, что я очень редко встречаю боевики с внятной речью. Детективы - дело другое, там была старая школа, новая... Был и есть английский уютный детектив с гигиеническими трупами...  Но при всех претензиях к милицейскому роману надо сказать, что люди, которые его создавали, просто-ки хорошо писали.
- Да, они давали второй план, который хорошо читался. Да, в общем, что говорить, они хорошо писали.
- Вы дали ему защитится как историку, потом призвали на флот, а потом зачислили в неясную спецслужбу. Потом герой вплывает в повествование как отставник. Это всегда так бывает. Желательно, чтобы он был с похмелья, машина у него была бы разбита, жена ушла... И вот он, Брюс Уиллис, спаситель человечества.
- Похмельный Брюс Уиллис русскому человеку понятен... Ну у американцев есть пунктик по поводу спасения человечества, и желательно, чтобы всё время на экране показывали бы таймер с обратным отсчетом.
- Ну что касается русского человека, то ему-то похмельный герой - как родной, а для американца это зрелище экзотическое. Типа - каждый святой должен быть в рубище.
- По натуре мой герой - романтик. Он, конечно, не ставит перед собой задач спасения человечества, он решает конкретные задачи - этого спасти, того, самому спастись. Ну и у него есть то качество, которое сейчас часто теряется - когда честь превыше целесообразности.
Это, конечно, романтическое и идеалистическое восприятие мира, но без этого ничего не двигается.
- Честь понятие корпоративное. Была честь купеческая, была честь офицерская... И Толстой писал о том, что Вронский мог не заплатить портному, но считал своим долгом платить карточные долги. А теперь в понятие чести входят новые вещи - убивать пленного или не убивать пленного. Убивать женщину или не убивать…
- Наверное… Но я имею в виду, что "Редкая птица" это роман о человеке, который в наше сложное время пытается не поступиться тем, что у него есть - понятиями долга и чести. Второй роман - это гротескный роман о пружинах теневой власти, третий... Такое размышление о России в стиле экшен. Там мой герой запутался, он ощущает себя в своей стране как на чужом пространстве и ищет свое место.
- Мне эта книга вообще больше других нравится, потому что с одной стороны, это гораздо более условное повествование, такая сказка странствий... Герой - одиночка, одиночный боец. Джеймс Бонд все-таки выполняет задания разведслужбы, корпоративные задания. У вас - герой - настоящий одиночка.
- Я думаю, мой герой исполняет тот самый закон - "делай что должен и будь что будет".
- Массовая литература всегда индикатор состояния общества, его настроений и желаний.
- Есть "Тропа барса" и "Банкир, впрочем "Банкир" уже переиздавался несколько раз. "Банкир" вообще довольно необычная книга - в ней есть эссе, два рассказа, стихов штук пятнадцать, но все это скомпоновано, чтобы получился роман. Его авторское название - "Хроники русского барокко". Это написано еще в 1997 году. Еще любопытно то, что события, излагавшиеся эзоповым языком, начали сбываться потом наяву.
Надо сказать, что из всего лоточного расклада романы пишу только я один. Остальное - повести. А у меня - именно романы, то есть несколько развивающихся сюжетов, психологическая загрузка и прочее. Сделать так, чтобы все это стало интересно читателю - самая сложная задача, и я перед собой ставлю. Описать бой совершенно невозможно.
- А есть ли у вас какая-то публичная жизнь помимо литературы? То есть какая-нибудь публичная деятельность? Может в Калуге там какие-нибудь интересные писатели собираются?
- У меня постоянно болит голова. Спазм сосудов, поэтому просто очень болит голова. Поэтому мне тяжело заниматься такими вещами. К сожалению никакой другой деятельности нет. К сожалению потому что, для того чтобы написать роман, выкладываешься, а обратной связи нет. То есть я знаю о тираже, знаю, сколько человек эту книжку прочитало, а вот обратной подпитки нет. То есть это не как у актера, который чувствует зал... И вот уже нужно писать следующую книжку.
А калужские писатели... Есть их там человек тридцать - из тех, кто лет пять обдумывает роман и еще лет пять его пишет... Это отдельная песня, про то как они издают это при помощи спонсора, а потом пожизненно гордятся тем, что они писатели.
- А откуда берется материал? То, что есть фактура боевика? Есть с этим проблемы?
- Да берётся откуда-то. Мне труднее другое. Мне труднее найти тему, выстроить это всё... А ведь все темы - из классики. Чуть ли не большинство из них - шекспировские. И часто их хотят переписать. Вот американцы имеют мужество приписывать классическим произведениям хорошие концы, потому что дети это любят.
- Но у вас-то концы счастливые.
- Как сказать. Герой не побеждает до конца. Где он - он не понимает, может и не понимает - победил ли он.
- А не хотелось ли написать мелодраму? Ведь удельный вес любовной интриги в этих романах ничтожно мал.
- Конечно да. Как получится. Ведь в какой-то момент роман начинает расти сам. Это как у Шекспира, который выращивал свои вещи как дерево....
- А откуда такая любовь к Шекспиру? Ведь многие ваши герои не только носят псевдонимы по именам шекспировских героев, но много отсылок к знаменитому англичанину и в самих текстах. Были какие-то особые обстоятельства эту любовь вызвавшие?
- Никаких особых обстоятельств не было. Просто я совершенно четко считаю, что было среди прочих гениев два особенных - это Шекспир и Пушкин. И что он совершенно недооценен, его профессионализм в делании сюжета. И он создал новый жанр, вернее, преломил законы жанра, и получил в рамках жанра сказать что-то от себя.




Сообщите, пожалуйста, об обнаруженных ошибках и опечатках.

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments