Находясь в рассуждении о жюльверновской традиции в современной литературе, я вспомнил об очередном её отражении в современной литературе.
Есть такой довольно известный американец (и по нашим меркам ещё молодой - ему нет и пятидесяти) Джим Чайковски. Это очень плодовитый автор - он начал довольно поздно - десять лет назад, и с тех пор написал целый ворох романов, выпуская их по одному-два в год. При этом он первую часть жизни был ветеринаром, держал собственную клинику в Калифорнии, а потом начал писать. Причём он писал как псевдонимом Джеймс Роллинс, так и как Джеймса Клеменса - чередуя триллеры и фентэзи.
Есть в списке вышедшего у нас Роллинса и роман "Песчаный дьявол", в котором английский археолог (конечно, он при этом миллионер) исчез в тайном городе посреди Аравийской пустыни. Через двадцать лет внутри статуи, которую археолог привёз из пустыни незадолго до исчезновения обнаруживают металлическое сердце, и тут дочь пропавшего снаряжает новую экспедицию. По следу идёт и международная мафия - и всё заверте…
А в романе "Пирамида" археологи нашли в Перу мумию, в черепе которой плавает жидкий золотой слиток (это вообще не пойми что и принимает форму в зависимости от мысленных полей), подземелья пирамиды убивают всякого, кто на них посягнёт… Но герой археолог (другой) начинает копать, появляются зловещие монахи-доминиканцы и всё заверте…
Или вот в книге "Бездна" в час солнечное затмение нового тысячелетия, наступает кризис не хуже винансового, земля дрожит, лава течёт… Вулканы э-э.. пыхают. Ясное дело - разгадка в древней колонне, покрытой тайными письменами. Она находится на дне океана, и один учёный…. В общем, всё заверте…
В "Чёрном ордене", про который уже говорилось, те же компоненты - удалённая географическая точка (Гималаи), экспедиция говорящих статей из энциклопедии, негодяи (их заявили сразу, нарисовав на обложке нацистский флаг среди развалин).
У нас издали довольно много его книг, и в этом году его первый роман "Подземелье" или "Пещера".
Сюжет в "Пещере" следующий - Четвёртый Рим собирает команду учёных и отправляет её в Антарктиду. Учёных много и все они довольно фертильные (Присутствует, правда, сын главной героини - вполне в жюльверновской традиции. Понятно, что на страшное и таинственное задание вовсе нет никакого резона тащить с собой одиннадцатилетнего мальчика, но тут уж деваться некуда. Такие мальчики обязательно пролезают в ракеты, увязываются за родителями в джунгли Амазонки, и вообще всемерно отравляют жизнь взрослым. Однако им можно объяснять всякие очевидные вещи - ну и, сами понимаете, в повествовании всегда хорош персонаж, что выглядит большим идиотом, чем остальные).
Учёные прилетают в Антарктиду вместе с американскими военными и лезут в гигантскую пещеру под вулканом Эребус. Там, натурально, следы древней цивилизации и прочие тайны.
Вполне ходульные персонажи бродят на своих ходулях, раскачиваясь и стуча деревяшками. Говорят они между собой так: "Ты хочешь, чтобы я устроила тебе урок биологии?
- Конечно! - с энтузиазмом закивал он.
- Ну смотри, ты сам попросил! - улыбнулась женщина, по достоинству оценив любознательность мальчика.- Эти организмы являются крохотными кирпичиками, из которых строится все живое. На земле трава превращает солнечный свет в энергию. Корова ест траву, потом мы едим корову. Таким образом энергия солнца переходит к нам. В воде именно фитопланктон превращает солнечный свет в энергию. Затем его поедают другие небольшие организмы - такие, например, как медузы, а медузами, в свою очередь, питаются маленькие рыбки. Маленьких рыб едят большие рыбы, затем их лопают рыбы еще большего размера, и так далее. Так что энергия солнца распространяется даже в океане. Я понятно рассказываю?
Значит, эти планктоновые штуковины - вроде нашей травы?
- Точно! В морях существуют целые поля, состоящие из этих организмов, откуда они распространяются по всему миру.
- Круто!
Итак, мы с тобой сделали первый шаг, установив, что вода в этом озере - живая. Затем, после того как мы доедим сэндвичи, нам нужно будет взять образцы некоторых обитающих здесь живых организмов" Я уже видела возле берега несколько морских звезд и губок. Поможешь мне собрать их"?
Но если уж у тебя по страницам бродят персонажи-резонёры и, только замедлят шаг, начинают что-то вещать, как говорящая энциклопедия, то за ними нужно тщательно приглядывать. Вот герои Роллинса говорят:
"Он отпил из бокала и загадочно ответил:
- Антарктический договор пятьдесят девятого года…Антарктида никому не принадлежит. В соответствии с договором тысяча девятьсот пятьдесят девятого года континент может использоваться только для научных исследований в мирных целях. Что-то вроде всемирного общедоступного парка. …Но знаете ли вы о том, что из-за запрета, наложенного договором на геологическую разведку в этом регионе, объемы природных ископаемых в Антарктике до сих пор неизвестны? Это - большое белое пятно. - Предоставив слушателям несколько секунд для того, чтобы переварить услышанное, Халид продолжил: - В девяносто первом году срок действия договора истек, и теперь континент открыт для геологических изысканий". Это чудовищный какой-то бред, и неизвестно, как слушателям (или читателям) это переваривать. Потому что договор 1959 года вполне себе действует. Более того, режим не просто сохранён, а ужесточён, с подписанием Протокола по охране окружающей среды от 4 октября 1991 года (Вступил в действие 14 января 1998 года): "Экологический протокол запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований". Есть некоторая разница со словами персонажа, да. Роллинс написал "Пещеру" через год после ратификации и через восемь лет после ратификации - и зачем так подставляться, мне решительно непонятно.
Но это ещё что - на ozon.ru один читатель возмущённо пишет о "Чёрном ордене" и где и Тибет, нацисты, Шамбала и прочие безобразия: "Создается впечатление, что Роллинс вообще плохо знаком с темой, которую взялся так самонадеянно разрабатывать. Книга буквально переполнена историческими ошибками, нелепыми мифами и представляет собой образец авторской некомпетентности. Вот всего лишь один частный, но показательный пример. Рассуждая об арийцах (а так называемый "арийский миф" является сюжетообразующим в "Черном ордене"), Роллинс утверждает, что данный термин был придуман русской теософкой Е.П. Блаватской. И невдомек автору, что об арийцах писал еще Геродот, а в современный научный (лингвистический, антропологический) оборот данный термин введен известным немецким ученым-лингвистом Ф. Шлегелем в самом начале XIX века..."
Ну, а что до меня, то нет у меня доверия к этому автору. Ну вот судите сами - станете вы доверять медицинской энциклопедии, про которую известно, что не все, но пара-тройка статей в ней кардинально неверны, и можно Богу душу отдать, воспользовавшись приведённым советом. Приключенческие книги, конечно, не наставление для врача и больного, но обиды, проистекающие от того, что тебя уличили в неверном знании - болезненны. И толку мало, что ты это в детстве в книжке прочитал. Книжки бывают разные.
Тут разница с настоящим французом в том, что Жюль Верн всё-таки пел оду научно-техническому прогрессу, а Джеймс Роллинс - это такая помесь Дэна Брауна со знаменитой книгой "Копи Царя Соломона". Причём с тем же апломбом, что и у Брауна, и с той же схемой сюжета, что и в приключенческих романах "про экспедиции". Поехала куда-то сбродная команда людей, погнались за ними кошмарные негодяи, обнаружили они артефакты, потом негодяи умерли, артефакты куда-то подевались, зато Главная Пара героев познала любовь и поцеловалась в диафрагму.
В общем, хуйня, а не Жюль Верн.
Извините, если кого обидел.