Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про Антарктиду

.

Находясь в рассуждении о жюльверновской традиции в современной литературе, я вспомнил об очередном её отражении в современной литературе.
Есть такой довольно известный американец (и по нашим меркам ещё молодой - ему нет и пятидесяти) Джим Чайковски. Это очень плодовитый автор - он начал довольно поздно - десять лет назад, и с тех пор написал целый ворох романов, выпуская их по одному-два в год. При этом он первую часть жизни был ветеринаром, держал собственную клинику в Калифорнии, а потом начал писать. Причём он писал как псевдонимом Джеймс Роллинс, так и как Джеймса Клеменса - чередуя триллеры и фентэзи.
Есть в списке вышедшего у нас Роллинса и роман "Песчаный дьявол", в котором английский археолог (конечно, он при этом миллионер) исчез в тайном городе посреди Аравийской пустыни. Через двадцать лет внутри статуи, которую археолог привёз из пустыни незадолго до исчезновения обнаруживают металлическое сердце, и тут дочь пропавшего снаряжает новую экспедицию. По следу идёт и международная мафия - и всё заверте…
А в романе "Пирамида" археологи нашли в Перу мумию, в черепе которой плавает жидкий золотой слиток (это вообще не пойми что и принимает форму в зависимости от мысленных полей), подземелья пирамиды убивают всякого, кто на них посягнёт… Но герой археолог (другой) начинает копать, появляются зловещие монахи-доминиканцы и всё заверте…
Или вот в книге "Бездна" в час солнечное затмение нового тысячелетия, наступает кризис не хуже винансового, земля дрожит, лава течёт… Вулканы э-э.. пыхают. Ясное дело - разгадка в древней колонне, покрытой тайными письменами. Она находится на дне океана, и один учёный…. В общем, всё заверте…
В "Чёрном ордене", про который уже говорилось, те же компоненты - удалённая географическая точка (Гималаи), экспедиция говорящих статей из энциклопедии, негодяи (их заявили сразу, нарисовав на обложке нацистский флаг среди развалин).
У нас издали довольно много его книг, и в этом году его первый роман "Подземелье" или "Пещера".
Сюжет в "Пещере" следующий - Четвёртый Рим собирает команду учёных и отправляет её в Антарктиду. Учёных много и все они довольно фертильные (Присутствует, правда, сын главной героини - вполне в жюльверновской традиции. Понятно, что на страшное и таинственное задание вовсе нет никакого резона тащить с собой одиннадцатилетнего мальчика, но тут уж деваться некуда. Такие мальчики обязательно пролезают в ракеты, увязываются за родителями в джунгли Амазонки, и вообще всемерно отравляют жизнь взрослым. Однако им можно объяснять всякие очевидные вещи - ну и, сами понимаете, в повествовании всегда хорош персонаж, что выглядит большим идиотом, чем остальные).
Учёные прилетают в Антарктиду вместе с американскими военными и лезут в гигантскую пещеру под вулканом Эребус. Там, натурально, следы древней цивилизации и прочие тайны.
Вполне ходульные персонажи бродят на своих ходулях, раскачиваясь и стуча деревяшками. Говорят они между собой так: "Ты хочешь, чтобы я устроила тебе урок биологии?
- Конечно! - с энтузиазмом закивал он.
- Ну смотри, ты сам попросил! - улыбнулась женщина, по достоинству оценив любознательность мальчика.- Эти организмы являются крохотными кирпичиками, из которых строится все живое. На земле трава превращает солнечный свет в энергию. Корова ест траву, потом мы едим корову. Таким образом энергия солнца переходит к нам. В воде именно фитопланктон превращает солнечный свет в энергию. Затем его поедают другие небольшие организмы - такие, например, как медузы, а медузами, в свою очередь, питаются маленькие рыбки. Маленьких рыб едят большие рыбы, затем их лопают рыбы еще большего размера, и так далее. Так что энергия солнца распространяется даже в океане. Я понятно рассказываю?
Значит, эти планктоновые штуковины - вроде нашей травы?
- Точно! В морях существуют целые поля, состоящие из этих организмов, откуда они распространяются по всему миру.
- Круто!
Итак, мы с тобой сделали первый шаг, установив, что вода в этом озере - живая. Затем, после того как мы доедим сэндвичи, нам нужно будет взять образцы некоторых обитающих здесь живых организмов" Я уже видела возле берега несколько морских звезд и губок. Поможешь мне собрать их"?

Но если уж у тебя по страницам бродят персонажи-резонёры и, только замедлят шаг, начинают что-то вещать, как говорящая энциклопедия, то за ними нужно тщательно приглядывать. Вот герои Роллинса говорят:
"Он отпил из бокала и загадочно ответил:
- Антарктический договор пятьдесят девятого года…Антарктида никому не принадлежит. В соответствии с договором тысяча девятьсот пятьдесят девятого года континент может использоваться только для научных исследований в мирных целях. Что-то вроде всемирного общедоступного парка. …Но знаете ли вы о том, что из-за запрета, наложенного договором на геологическую разведку в этом регионе, объемы природных ископаемых в Антарктике до сих пор неизвестны? Это - большое белое пятно. - Предоставив слушателям несколько секунд для того, чтобы переварить услышанное, Халид продолжил: - В девяносто первом году срок действия договора истек, и теперь континент открыт для геологических изысканий".
Это чудовищный какой-то бред, и неизвестно, как слушателям (или читателям) это переваривать. Потому что договор 1959 года вполне себе действует. Более того, режим не просто сохранён, а ужесточён, с подписанием Протокола по охране окружающей среды от 4 октября 1991 года (Вступил в действие 14 января 1998 года): "Экологический протокол запрещает любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований". Есть некоторая разница со словами персонажа, да. Роллинс написал "Пещеру" через год после ратификации и через восемь лет после ратификации - и зачем так подставляться, мне решительно непонятно.
Но это ещё что - на ozon.ru один читатель возмущённо пишет о "Чёрном ордене" и где и Тибет, нацисты, Шамбала и прочие безобразия: "Создается впечатление, что Роллинс вообще плохо знаком с темой, которую взялся так самонадеянно разрабатывать. Книга буквально переполнена историческими ошибками, нелепыми мифами и представляет собой образец авторской некомпетентности. Вот всего лишь один частный, но показательный пример. Рассуждая об арийцах (а так называемый "арийский миф" является сюжетообразующим в "Черном ордене"), Роллинс утверждает, что данный термин был придуман русской теософкой Е.П. Блаватской. И невдомек автору, что об арийцах писал еще Геродот, а в современный научный (лингвистический, антропологический) оборот данный термин введен известным немецким ученым-лингвистом Ф. Шлегелем в самом начале XIX века..."
Ну, а что до меня, то нет у меня доверия к этому автору. Ну вот судите сами - станете вы доверять медицинской энциклопедии, про которую известно, что не все, но пара-тройка статей в ней кардинально неверны, и можно Богу душу отдать, воспользовавшись приведённым советом. Приключенческие книги, конечно, не наставление для врача и больного, но обиды, проистекающие от того, что тебя уличили в неверном знании - болезненны. И толку мало, что ты это в детстве в книжке прочитал. Книжки бывают разные.

Тут разница с настоящим французом в том, что Жюль Верн всё-таки пел оду научно-техническому прогрессу, а Джеймс Роллинс - это такая помесь Дэна Брауна со знаменитой книгой "Копи Царя Соломона". Причём с тем же апломбом, что и у Брауна, и с той же схемой сюжета, что и в приключенческих романах "про экспедиции". Поехала куда-то сбродная команда людей, погнались за ними кошмарные негодяи, обнаружили они артефакты, потом негодяи умерли, артефакты куда-то подевались, зато Главная Пара героев познала любовь и поцеловалась в диафрагму.
В общем, хуйня, а не Жюль Верн.

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments