Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про адмирала (ещё одна).

.
Ест ещё одно обстоятельство, связанное с этим новым фильмом - на День Согласия и Примирения нам всем пообещали, что цены на на билеты составят всего пятьдесят рублей. То есть, некоторой частью общества фильм признан способствующим примирению и, наверное, символизирующим согласие.
В час перевода времени я понял так же, что ещё мне напоминает этот фильм - компанию людей из социальной рекламы, которые взявшись за руки, бегали перед камерой и пели на манер песонажей "Карнавальной ночи" о переводе на зимнее время.
Так вот, в такую социальну рекламу набирают звёзд-статистов по принципам узнаваемости и чем больше, тем лучше. В "Адмирале" очень хитрый кастинг - там происходит примерно тоже. Возник даже Фёдор Бондарчук в роли своего отца.
Однак ж я не об этом, а именно о согласии и примирении - я далёк от мысли, что руководство Первого канала вызвали в Кремль, и попросили снять какой-то Государственный Фильм.
Стилистика возникает не сверху, что очень важно, а именно путём интуитивного нащупывания Нового Государственного Стиля - и не беда, что он реализуется через костюмный любовный сюжет. А как же иначе? Даже в "Чапаеве" Петька занят практическим объяснением того, что такое "щёчки" у пулемёта "Максим".
Просто современная Россия куда более заражена гедонизмом, чем СССР середины тридцатых годов прошлого века. Идеология сильного государства, не сдобренная мелодрамой, превращается из пафосной - в комическую.Как кинопроцессом руководил И. В. Сталин нам сейчас очень хорошо известно из множества источников, причём источников различных. Причём он руководил процессом на всех стадиях - от постановки задачи, написания сценария до съёмок, приёмки и проката.
Как-то сомнительно мне возрождение такого стиля продюссирования - и вовсе не из-за недостатка патриотизма. Проблема в том, что сформулировать Новый Большой Стиль очень тяжело, почти невозможно. Во время Отечественной войны кинематографисты, создавая наново биографии и историю, сталкивались с тем неразрешимым противоречием, что в одном пантеоне должны были сосуществовать царские генералы и герои Гражданской войны (герои, разумеется, со стороны Красной Армии).
В современном пантеоне вполне совместны Антон Иванович Деникин и Георгий Константинович Жуков. Они тоже вполне совместны - потому что это не персонажи прошлого, а персонажи настоящего.
Как пишет Добренко: "В мире, где "факт" есть продукт скрытых манипуляций, где "событие" упрятано за тайной, отсутствуют условия для их "переживания", для превращения истории в "духовный опыт" личности. Биография здесь не может состояться как форма исторического нарратива. История этой квазиличности не сворачивается в нарратив. Скорее наоборот, историко-биографический нарратив, построенный по всем правилам советского идеологического фантазма, порождает некий говорящий манекен, который на скорую руку обряжается в исторические костюмы, наделяется персональными чертами реальных исторических персонажей и играет их роль, сведенную к идеологической функции. Сама по себе "историческая личность" и ее жизнь лишены здесь "биографического смысла", поскольку являются лишь нарративным "воплощением" трансцендентных демиургических сил. Этим силам мало символизации в профиле ордена. Для полноценной репрезентации они нуждаются в инсценировании, в сюжете.
История выполняет здесь функцию фундамента (подобно историческому материализму, который призван лишь обосновать неизбежность и верность советского строя), а историческая личность персонифицирует Историю, которая без индивидуальной биографии не может состояться в сюжетном нарративе. Потребитель экранного действа замыкает этот круг, будучи не столько зрителем, сколько надсмотрщиком за виртуальным историческим персонажем. В музее восковых фигур русской истории зритель - единственное живое действующее лицо в цепи идеологических актантов, которое находится на границе конструируемых Истории и Современности. Тем самым он не дает историческому персонажу (а с ним и самой Истории) окончательно соскользнуть в современность ("опрокинуться в политику"). Он, как пограничник, удерживает их в мерцающем пространстве политического воображаемого и легитимирующих дискурсов. Так он становится соучастником современности".


Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments