Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про звания

.

Вот сейчас я воспользуюсь помощью читателей. Вот дело в чём: phd_paul_lector в своём комментарии задумался о званиях среди писателей. Ито верно - чорт знает что с этими писателями, и непонятно, как их ценить или, пуще того, рекомендовать кому-то.
Впрочем, мысль не нова, и ей, по крайней мере лет восемьдесят.
Я помнил её по одним мемуарам, однако ж принялся искать в памятном месте, да не нашёл.
Оказалось, правда, что эта мысль, иногда с восхитительной наивностью, как бы наново приходит в головы десяткам людей. Например, вот так: "Вголову приходит всякая ерунда — явный признак временной свободы духа. Сегодня фантазировали о введении писательской формы: лейтенант от литературы, капитан поэзии, полковник прозы, генерал-драматург… Птички-шевроны в виде раскрытых книг на рукавах мундиров. Если писатель написал десять книг, тонкие книги-шевроны заменяются на толстые. В петлицах — золотые гусиные перья или железные “№86”. На фуражках — кокарда в виде книжной полки с написанными книгами: пять, десять, двадцать… Сразу видно, с кем имеешь дело: молодой писатель, автор трех книг, мэтр, литературный зубр… Взаимное приветствие писателей: стучать растопыренными пальцами по воздуху, изображая удары по клавиатуре пишущей машинки. Как заводной заяц по жестяному барабану. Постучал несколько раз — вот тебе и приветствие. В ответ тебе постучали. Потом пожали руки. На погонах — тоже книги! Маленькие книги и большие, как звездочки у военных. Три большие — полковник литературной гвардии. Каждый род литературных войск имеет свой знак. Поэты — значок Пегаса, например. Драматурги — маски на манер древнегреческих… Детские писатели — профиль Буратино. Переводчики гордо носят в петлицах буквы того языка, с которого переводят. Прозаики?.. Надо подумать…
Литературные медали в зависимости от суммарного тиража изданных книг. 500-тысячники. Миллионщики… Первая медаль — “100-тысячник”.
Дурь. А хочется иногда подурить"...
петлица_со_шпалой.jpg - image uploaded to Picamatic
Между тем, человек повторяет давнюю мысль, которая возникла ровно в тот момент, когда литература стала в России определённой общественной силой. Например, Каверин упоминает в "Эпилоге" Ипполита Фёдоровича Богдановича, автора "Душеньки", который предложил Екатерине II "Департамент российских писателей". Должности в его проекте соответствовали званиям, а иерархия подчинения повторяла в общих чертах иерархию других департаментов и коллегий. Проект не был утверждён, и Богданович один заменил целый департамент, сочинял пьесы, поэмы, повести в стихах, надписи для триумфальных ворот, занимаясь преводами с французского и редактируя "Санкт-Петербургские ведомости".
Правда, то, что говорилось раньше на полном серьёзе, стало восприниматься как "шутка, в которой есть доля шутки". В 1886 году, в юмористическом альманахе "Осколки" Чехов печатает рассказ "Литературная табель о рангах". Там говорится:
"Если всех живых русских литераторов, соответственно их талантам и заслугам, произвести в чины, то:
Действительные тайные советники (вакансия).
Тайные советники: Лев Толстой, Гончаров.
Действительные статские советники: Салтыков-Щедрин, Григорович.
Статские советники: Островский, Лесков, Полонский.
Коллежские советники: Майков, Суворин, Гаршин, Буренин, Сергей Максимов, Глеб Успенский, Катков, Пыпин, Плещеев.
Надворные советники: Короленко, Скабичевский, Аверкиев, Боборыкин, Горбунов, гр. Салиас, Данилевский, Муравлин, Василевский, Надсон, Н. Михайловский.
Коллежские асессоры: Минаев, Мордовцев, Авсеенко, Незлобин, А. Михайлов, Пальмин, Трефолев, Петр Вейнберг, Салов.
Титулярные советники: Альбов, Баранцевич, Михневич, Златовратский, Шпажинский, Сергей Атава, Чуйко, Мещерский, Иванов-Классик, Вас. Немирович-Данченко.
Коллежские секретари: Фруг, Апухтин, Вс. Соловьев, В. Крылов, Юрьев, Голенищев-Кутузов, Эртель, К. Случевский.
Губернские секретари: Нотович, Максим Белинский, Невежин, Каразин, Венгеров, Нефедов.
Коллежские регистраторы: Минский, Трофимов, Ф. Берг, Мясницкий, Линев, Засодимский, Бажин.
Не имеющий чина: Окрейц".

Но было возвращение этой идеи, которое я отношу к 1932 или 1934 годам - то есть, ко временам образования Союза Писателей.
Была такая знаменитая фраза Горького, в которой он оценивал перспективы советской литературы: "Не следует думать, что мы скоро будем иметь 1500 гениальных писателей. Будем мечтать о 50. А чтобы не обманываться - наметим 5 гениальных и 45 очень талантливых".
Эта фраза повторяется Михаилом Кольцовым в речи на Первом съезде советских писателей (к тому же она входит в сборник “Парад бессмертных”)“Я слышал, что... уже началась делёжка. Кое-кто осторожно расспрашивает: а как и где забронировать местечко, если не в пятёрке, то хотя бы среди сорока пяти? Говорят, появилсяя даже чей-то проектец — ввести форму для членов писательского союза... Примерно: красный кант — для прозы, синий — для поэзии, а черный — для критиков. ...И значки ввести: для прозы — чернильницу, для поэзии — лиру, а для критиков — небольшую дубину. Идет по улице критик с четырьмя дубинами в петлице, и все читатели на улице становятся во фронт”... Эту фразу болтун Веллер, по обыкновению всё перепутав, приписывает Олеше.
В том же альманахе “Парад бессмертных” есть текст за подписью "Иван Дитя" - под этим псевдонимом писал Виктор Ардов. В его тексте "Странный съезд" как раз говорится про знаки различия типа армейских — ромбы, шпалы и тому подобное. Действительно, это стиль существовавшей тогда военной формы с повторяющимися геометрическими фигурами на петлицах.
Но вот кто придумал фразу про дубины, что это за "говорят"? Кто "говорит" - может, ради хорошей фразы это сочинил сам Кольцов?

(С дубинкой есть, впрочем, предыстория. Некоторые мемуаристы говорят, что один из товарицей по цеху на писательских встречах у Горького в присутствии Сталина говорил о литературной критике и сравнивал её с дубинкой. Лидия Сейфуллина отвечала, что "не все головы выдержат удары стоеросовой дубины". Впрочем, есть документированная Панферова на XVII съезде ВКП(б) 8 февраля 1934 г.: "Товарищ Сталин, между прочим, учил нас относиться к писателю бережно, ибо, говорил он, литература — дело тонкое. А у нас вместо этого придумали такой термин: «напостовская дубинка». С этой дубинкой носились по литературным улицам и били «непокорных»".
Ср. у Эренбурга: " Я продолжал «путать». А Бухарин был редактором «Правды», одним из руководителей Коминтерна. Он старался отстоять писателей от рапповцев, напостовцев, выступал против «критиков с дубиной»". С дубинками более или менее понятно - но вот точная цитата... Отчего, например, Олеша (Веллер, кстати указывает на Олешу, но я бы не стал верить Веллеру, даже когда он отвечает на вопрос "Который час").
Однако ж стал я искать точную цитату - ан нет! Откуда это? В "Книге молчания", этого, кажется, нет. В алмазном пересказе Катаева - тоже. Откуда дровишки?
Кто помнит?

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 91 comments