Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про гусар

.

С некоторой тягостью принялся читать "Звёздных гусар". Так всегда бывает, когда автор тебе чем-то симпатичен, но книга не нравится. Причём это как раз не тот случай, когда я как-то особо на короткой ноге с автором - тогда публичного чтения и обсуждения я стараюсь избегать и сплавляю это знакомым и родственикам Кролика. Я мало видел Елену Хаецкую, но отчего-то подозреваю, что она абсолютно вменяемый и чрезвычайно начитанный человек. И я махнул рукой: не в первый раз на моей памяти книга, которая тебе не нравится, оказывается более полезной, чем лежащие рядом.
Потому что это повод к довольно интересным размышлениям.
Потом я прочитал несколько рецензий на эту книгу и рецензиям этим не поверил. Ну, да - на других планетах конные ататаки, и ментики вкупе со скафандрами.
Ну, да "Два офицера", "Перед балом", "До космопорта оставалось не более сорока вёрст, когда начался буран. Зловещие мглистые клочья пронеслись по небу, сразу стемнело, и ветер резко усилился. Стрелка компаса вертелась, словно одержимая множеством бесов... Я спросил водителя: как на его взгляд, долго ли продлится непогода.
- Часа три, может - восемь, - ответил он, немедленно проглотил стакан водки, заел луковкой, после чего завернулся в одеяло и уснул".

Во-первых, вывод коллеги Володихина о том, что со страниц Хаецкой дышит эстетика возвращающейся Викторианской России. Это, в общем, верно - но потому что эстетика царской армии популярна давно. Да и в литературе то и дело возникает прошлое в будущем. Пролетают гравилёты имени какого-нибудь цесаревича, поручики Российских Космических сил геройствуют на далёких планетах, полковники Генерального штаба с лучевыми пистолетами спасают нового Государя. Но вообще "россии-которую-мы-потеряли" - это как детство. Одна правильная девушка то и дело говорит, что наше детство никакое не счастливое - это время страданий и несвободы: просто мы наделены счастливым свойством избирательной памяти.
Володихин отчасти прав, а моя поправка в том, что побеждает не эстетика исчезнувшей России, а некого обывательского образа ("Или сам пастор Шлаг, или светлый образ его... - секретарь испуганно поднял глаза. Кардинал повторил: - Или светлый образ его...) Но эта тема не единственная.

Во-вторых, есть тема русская литература как уникальный повод рефлексии. Выдерни аллюзии из этой книжки - и она посыплется как карточный домик. То есть, вся она построена на русской классической литературе - только литература эта особенная.
Есть русская классика, которую нудно изучают профессионалы, или по поводу которой рефлектирует мой любимый Шкловский или Александр Блок.
А есть русская классика, которую мы все учили в школе. Мы все, поголовно, имеем какое-то смутное представление о классике - и она превратилась в некое коллективное бессознательное: гусарский ментик, сюртук и фраза «Атанде-с».
Причём есть особое представление о литературе начала XIX века - "те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных" - то есть, даже для Толстого "те времена" уже были архаикой.
Нам гусарское время досталось в ещё более былинном виде - с одной стороны, декабристы и Пушкин были единственно разрешёнными дворянами при Советской власти, с другой стороны, они были повязаны с русской литературой.
Толпы приличных литературоведов эмигрировали из страны социалистического реализма в пушкинское время, отделываясь от официальной редактуры цитатой о разбуженном Герцене. Тем более, что после Великой Отечественной войны, другая Отечественная война пользовалась понятным уважением.
Но понятно, что массовая культура всегда переваривает историческую реальность, создавая свой особый мир - и вот возникает этот светлый образ, где "Давным-давно", "Корнет, вы женщина?", поручик Ржевский, хруст французской булки и упоительны в России вечера.
То, что пишет Хаецкая, никакая не стилизация под русскую классику (про это книгу написали «мистификация» - более неверного слова я невижу) - я видел примеры стилизаций. Да только что стилизовать Лермонтова, когда есть оригинал? Стилизовать текст под Одоевского и вовсе непонятно зачем - мало найдётся охотников для чтения.
Есть другой приём для того, чтобы ввести классику в современный трекст - это вещи, построенные на механическом переносе во времени: Рогожин становится новым русским, генерал Епанчин окончил академию имени Фрунзе и так далее.
А у Хаецкой – некоторая странная промежуточная модель: вездеход у космопорта и человек будущего, засосавший стакан и закусивший луковицей в кабине. Если вернуться к карточному домику - то тут картон чередуется с металлом, и вся конструкция становится чрезвычайно неустойчивой. Простое слияние губ Никанора Ивановича и носа Ивана Кузьмича, порождает монстра.
Впрочем, к рефлексиям на классическую литературу (что иногда по ошибке называют постмодернизмом) я отношусь с большим интересом – потому что и сам в деле. Это очень важный для меня приём – оттого мне было интересно, как он реализован у Хаецкой.

В-третьих, всё бы ничего, если бы я там увидел авантюрный сюжет – быстрый, как американские горки. Немного скучновато, да. Ну, я Курицына-Тургенева для этого могу почитать.


Хаецкая Е. Звёздные гусары. Из записок корнета Ливанова. - СПб.: Амфора, 2008.- 400 с. (Фрам) (п) 3000 экз. ISBN 978-5-367-00696-4

Извините, если кого обидел.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments