Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про Савраску

.


Жил да был такой интересный человек Ананий Павлович Кузнецов.. Он больше известен как собиратель фольклора, меж тем, кроме песен и плачей он описал мнеожество деталей быты, преимущественно Оренбургской губернии.
Однако ж, когда ему было 79 лет, в 1938 году его постигла участь всех пушных зверей, то есть, множества фольклористов, а реабилитировали его лишь в 1989-ом.

Но я хочу рассказать о другом. Однажды Кузнецов написал отклик в газету под названием "Что такое «Савраска»", который я приведу целиком: " В 213 номере "Ежедневной газеты" помещена корреспонденция из с. Троицкого Оренбургского уезда под названием "Новый вид пьянства", в которой г. П. Ч. сообщает, что в названном селе упиваются не вином, а "савраской". Отмечая этот новый вид пьянства, автор корреспонденции не охарактеризовал самый напиток; почему редакция и сделала под корреспонденцией примечание такого содержания: "любопытно бы узнать, что представляет из себя эта савраска по своему составу".
Савраска — действительно, опьяняющий напиток; но он не так сильно действует на организм человека, как действует вино или вообще алкоголь. По остроумному заключению графа Л. Н. Толстого, на организм человека вино действует так: после первой хорошей рюмки человек делается хитрой лисой, после второй — злой собакой, после третьей — хищным волком, а после четвёртой — свиньёй!.. О савраске наш мыслитель ничего не говорит, вероятно, потому, что не знаком с нею, а если бы он был знаком, то, наверное, сказал бы: "хорошая" савраска делает человека полулисой, полусобакой, полуволком и, наконец, полусвиньёй, так как напиток этот по крепости своей есть полувино — или то, что находится между пивом и хлебным вином.
Савраска — очень известный в народе напиток. В Симбирской губернии, например, его называют "морёною водой", в нашей Оренбургской — "савраской", или "квашеным медом", у чуваш он известен под словом "кумышка", у мордвы — "пуре".
Цвет савраски — бело-жёлтый, попросту "саврасый".
Напиток савраска содержит в себе воду, хлеб и мед. Приготовляется он так. В кипячёной воде разводится известное количество пчелиного мёду, в большинстве случаев негодного для продажи: испортившегося или накопившегося в ульях после "выставки" их, которая бывает весной, и после первого "взятка": затем сделанная таким образом "сыта" сливается в бочонок и здесь "заквашивается" известной порцией дрожжей, после чего посуда закупоривается и ставится в не слишком тёплое, а также и не в слишком холодное место на несколько дней для брожения, от которого главным образом и получает опьяняющую силу.
Вкус савраски бывает сладкий, кисло-сладкий и кислый, зависит он от количества мёду.
Крепость, или опьяняющая сила, напитка также зависит от количества положенных в него мёда или дрожжей, а также и от выдержки, так что при большом количестве этих предметов всегда бывает больше крепости и меньше кислоты.
Законом савраска не предусмотрена. До введения казённой продажи вина на савраску у нас никто не обращая внимания: ею никто не торговал. Теперь же, когда винная торговля упорядочилась, нашлись проходимцы, которые и савраской начали торговать, — спаивать простой деревенский люд.
Г-н П. Ч. указал на село Троицкое, где приготовлением и распространением савраски занимаются несколько человек. С своей стороны, я укажу на Красную Мечеть, в которой больше упивается этим напитком, причём упиваются не только коренные русаки, но и татары с башкирами, последним, по их словам, "только арака да чушки ашать нельзя".

Но это что - следующая заметка называется "Кошатники и котатницкая торговля в Оренбургском уезде": "Ежегодно, в течение ноября, декабря, января и февраля месяцев, по сёлам и деревням Оренбургского уезда разъезжают торговцы, продающие изделия из дерева (чашки, ложки, веретёна, гребни, гребёнки и тому подобные предметы) и меняющие их на кошек и на шкурки: горностая, норки, хорька и зайца, скупающие щетину и перепродающие скупленные и выменянные предметы. Торговцев этих здесь называют "кошатниками" и "кошкодёрами", а торговлю их — "кошатницкою торговлей".
Нужно заметить, что кошатники, или кошкодёры, — земляки "наших" пустовалов (валяльщиков): крестьяне Симбирской губернии, занимающиеся названною торговлей как побочным занятием или как отхожим промыслом, каждый на одной лошади и с самыми ограниченными средствами, — с двадцатьюпятью— тридцатью рублями. Это преимущественно честный, трудолюбивый, энергичный и, вообще, деловой народ, который, как говорится, нигде не про никогда не остаётся в убытке, те! Оренбургском уезде, где, как и всякими мелкими промыслами выгодно заниматься, потому население его непредприимчиво, занимаясь лишь одним сельским хозяйством.
Между тем, народ этот почему-то не пользуется почётом, каким пользуются земляки его — валялщики; напротив, он представляет предмет смеха для уличных мальчишек, довольно часто бегающих за ним и надоедающих ему своими речитативами:

Лупил кошку кошколуп:
Опоганил свой тулуп,
Опоганил чашки,
Опоганил ложки...

Кошкодёр кошку дерёт,
Бабу горюшко берёт,
Что убил он кошку
За едину ложку".


Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments