Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про статитстику

.

Я вот хотел посоветоваться.
Дело в том, что в недавних разговорах о Высоцком (котрого сравнивали с Пушкиным) я довольно лихо заметил, что в отличие от Пушкина, к Высоцкому сейчас резкий спад интереса. Если к Пушкину он посмертно (по разным причинам) наращивался год от года, то к Высотцкому (по совершенно другим) стремительно падает.
Мне заметили: "Этот тезис при буквальном прочтении неверен. Нет никакой жесткой монотонности в динамике популярности Высоцкого. Я застал конец семидесятых во вменяемом возрасте и, сильно интересуясь уже тогда его творчеством, не наблюдал вокруг себя толп высоцколюбов. Записи приходилось разыскивать. Сразу после смерти популярность Высоцкого заметно выросла. И была очень высокой первую половину восьмидесятых. В конце восьмидесятых – начале девяностых на фоне социально-политических потрясений всем было не до Высоцкого и популярность упала. С середины 90-х популярность Высоцкого снова стала расти. В первые годы XXI века были изданы сотни наименований дисков и много книг о Высоцком. В Интернете от единичных сайтов конца девяностых произошёл переход к ряду активно работающих сайтов и форумов, на которых регулярно публикуются новые статьи и содержательно обсуждается наследие Высоцкого. Я с середины 90-х наблюдаю за динамикой процесса и вижу не спад, а рост. Эта динамика включает составляющую, уже не связанную непосредственно с ностальгией сорокалетних, а захватывающую молодых людей. Высоцкий ими воспринимается не как факт личной биографии, а как классик, в яркой форме воплотивший вечные человеческие коллизии. Эта вертикаль присутствует почти во всех его песнях, но современниками она не всеми и не всегда воспринималась. Новые любители Высоцкого воспринимают его творчество в чём-то глубже, чем прижизненный вал поклонников. Кроме того, сегодня интерес к Высоцкому – это свободный выбор человека, располагающего массой доступных альтернатив. Но даже в такой ситуации Высоцкий, как мы видели, сохраняет популярность на уровне звёзд современного шоу-бизнеса. Что будет дальше – посмотрим. Давайте, вернёмся к затронутым здесь вопросам ещё через пять лет."
Я-то не такой оптимист, пять лет - большой срок, мало ли... Но в разговорах сплыл и опрос ФОМ. Я в этом опросе бы всё-таки иначе поделил возрастную категорию "18-35", разбил бы её на двое потому что ощущение современника по отношению к высоцкому на двух её полюсах разное.
Опрос резюмируется как "«Таким образом, В. Высоцкий оказывается 'своим' в первую очередь для людей среднего возраста – тех, кто познакомился с его творчеством еще при жизни певца», но это уравновешивается следуещей фразой "Вместе с тем, Высоцкого нельзя назвать кумиром какой-то одной социальной группы: хотя его известность и популярность и различна среди разных категорий населения, эти отличия не свидетельствуют о локализованности интереса к нему."

Так вот вопрос: а как вы ощущаете динамику популярности Высоцкого? Я понимаю, что после недавнего юбилея тема навязла в зубах и опротивела (Фонд общественного мнения замечает: «Обращает на себя внимание довольно большая доля респондентов (31%), слышавших песни Высоцкого на прошедшей неделе. Возможно, что в теле- и радиоэфире в канун памятной даты действительно стали чаще обращаться к ним», и поэтому честно открою свои карты.
Я-то думаю, что статую певца понемногу заносит песком на планете обезьян.
Но тут есть, как всегда в разговорах об эмоциях, одно "но". Понятно, что людям, что нежно что-то любят, приятно, что их любовь неодинока. Старику-ветерану хочется верить, что школьников по-настоящему интересует не пойти с одноклассницами по пиву, а обстановка на Южном фронте в августе 1942. Коллекционера градусников греет то, что его занятие пользуется уважением - и чем более ты не одинок, тем более это повышает статус.
Но именно тут и есть зыбкая грань - ибо с парохода современности всё время кого-то сбрасывают, и не всем удаётся подняться обратно на борт.
Мой стакан наполовину пуст. Всплеск интереса к Высоцкому мне представляется в большей части коммерческим: певец всё-так в значительной мере добротный ностальгический товар в линейке "Тот самый чай". А последнее время наблюдался повышенный спрос на ностальгию.
В этом ряду и недавнее семидесятилетилетие: какой нормальный бизнесмен не учтёт этот повод? Никто не говорит "Высоцкий давно и прочно забыт" - я уж во всяком случае не говорю (но ведь гран сомнения наносит обиду).
Я говорю о снижении его, как общественного фактора. Более того, когда сойдут со сцены, то есть уйдут с рынка нынешние сороколетние, у которых Высоцкий слит с юностью и с надеждами этой юности, то ситуация успокоится. Я как-то опрашивал очевидцев - поклонниц Лемешева и Козловского (и все эти битвы козлисток и лемешисток), я с интересом (из-за своего преподавателя Томашевского) как-то много размышлял о популярности Вертинского. Популярность была удивительная - и пресс на него был куда круче, чем у Высоцкого. Везде есть общие законы (если не назначить, конечно, какого-то исполнителя Богом).



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments