Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про Светлова с Раневской

Я вот уже рассказывал историю про бедную Лизу - и, собственно, о знвменитом анекдоте про Раневскую. Она, согласно этой байке слышит недоумённое суждение о Монне Лизе, и... Да, собственно, это все уже знают.
Там была ещё отдельная история с "Байками от Домогарова", где говорилось ""выставили "Джоконду" Рафаэля" -

Интересно при этом, как устроены общественные мифы. Прощальная выставка Дрезденской галереи проходила в 1955 - с мая по август. Главной картиной там была "Сикстинская мадонны". Через двадцат лет привезди другую звезду, про что Козлов пишет следующее: "Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. ...
На обратном пути из Японии она заглянула в Москву. В годы «разрядки» визит «Моны Лизы» был знаком того, что СССР постепенно открывается миру. Вокруг Музея имени Пушкина толпы людей сутками ждали вожделенной встречи с «прекрасной флорентийкой». В день «Джоконду» смотрело по 4 600 человек. 400 человек в час. 9 секунд на человека. Российская оборонная промышленность изготовила «музейное изделие»: кабину-витрину для «Джоконды». Министр культуры Екатерина Фурцева лично поблагодарила министра среднего машиностроения за то, что завод «Молния» блестяще справился с заданием. Министр внутренних дел Щелоков объявил личную благодарность милиционерам Афонькину и Аверюшкину, охранявшим шедевр Леонардо в зале. Москва была последним пунктом маршрута всемирных гастролей «Джоконды», с тех пор она никуда из Лувра не выезжала".

Так вот мне подсказали, что не всё так чисто с анекдотом Раневской.
Такое впечатление, что картина там величина переменная.
И действительно, в книге Игина "Улыбка Светлова" (поиски этой книги отдельная детективная история) этот сюжет обнаружился:
"Режиссер, известный своей превеженностью к наиновейшим течениям в живописии. сказал о Сикстинской мадонне?
- Удивляюсь, - её столько столетий нахваливают, а между тем она мне не очень нравится.
- Столько столетий она нравится всему человечеству, - возразил Светлов, - что теперь имеет право выбирать, кто ЕЙ нравится".
[1]
Для строгого заключения, конечно, надо было бы показать - не печаталась ли эта история раньше 1968 года, но для того, что она привязана к Дрездену, а не к Лувру этого хватит.

Что из этого следует? Да то, что механизм общественной мифологии работает как часы - всякое бон мо присваивается выбранной произвольным образом фигуре. Ну, ещё и то, что всегда есть иерархия картин - к чёрту слова о худжественном восприятии: мы имеем дело с лейблами. В отместку за выбор,, что делают женщины на картинах, мы тоже выбираем их, и оказывается, что "Джоконду" вполне можно заменить "Сикстинской"..


[1] Игин И. Улыбка Светлова. Альбом. - М.: Советский художник, 1968. С.17.

Н. Н. Жуков Из записных книжек... - М.: Советская Россия, 1976. - 160 с. (п) 75000 экз. А вот что пишет просвещённому человечеству romov об этой истории: Николай Николаевич Жуков в своей книге вспоминал, как "в 1961-ом году попал в Лувр, и было ему отведено на Лувр полтора часа всего, и пошёл он к Джоконде, и всё никак дойти не мог - то на мулатку в сером сари заглядится, то на двух нелепых монахов, то - "едва успев посмотреть два-три произведения, я вдруг увидел женщину - живой шедевр портретного искусства кисти Манэ и Дега. Сила их таланта как бы соединилась и образовала такое волшебство живописи, что я не мог оторвать глаз. Это была молодая женщина лет 25, с высокой шеей, делающей осанку горделивой, с постоянно меняющейся комбинацией пластичных линий. (...) Следуя за ней, я оказался в четвёртом зале, ничего не посмотрев".
"Но вот, наконец, знаменитая "Джоконда". Вспоминаю всё, что я читал о ней, и не нахожу подтверждения. Не хочу обвинять никого в неискренности и в преувеличениях, но согласитесь с тем, что картины, так же, как и люди, имеют свою судьбу и разные доли счастья. Да простят меня все, кто будет читать эти строки, но здесь я невольно вспомнил, как один из товарищей, вернувшись из Парижа в Москву, спросил у А. М. Герасимова: "Простите моё невежество, дорогой Александр Михайлович, но я был в Лувре, смотрел знаменитую "Джоконду" Леонардо, и что-то она не произвела на меня должного впечатления". Вот что ответил тогда Герасимов: "Милый человек, сколько ж веков-то прошло, теперь уж мадонна сама выбирает, кто ей понравится"". (И дальше размышляет Жуков о том, что тайна картины погасла, "ушла за обратную сторону холста".)".



Извините, если кого обидел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments