Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про Таинственные Щелчки

Надо открыть карты - вот какую книгу, о каких успешных людях и о какой успешной компании я читал?

Вайз Д., Малсид М. Google. Прорыв в духе времени. - М.: Эксмо, 2007. - 368 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-699-22216-2, 0-553-80457-X, 978-0-553-80457-7

На обложке этой книги в качестве эпиграфа написано "Очевидно, каждый хочет добиться успеха, но я хочу, чтобы обо мне думали как о крупном новаторе, человеке высоконравственном, заслуживающем доверия и, в конечном счёте, принесшем в этот мир большие перемены". Сергей Брин, основатель и президент по технологии Google Inc. Сдаётся мне, что если нормальный человек прочитает это, то будет думать, что Имярек - просто надутый самовлюблённый индюк.
Так что беда этой книги начинается не просто с первой страницы, а прямо с обложки. Суперобложки.
Америка в своей мифологической ипостаси – страна толерантности, причём подчёркнутой толерантности. Тем более непонятно, как в текст фактически рекламной книги попадают истории типа той, что рассказана в самом начале. Молодые отцы-основатели Google, успешные бизнесмены, приезжают в Израиль и читают лекцию школьникам. Как бы закадровый голос говорит: "Выходцы из СССР, в отличие от коренных израильтян, любовью к риску не отличаются. Тем не менее, родители этих русских школьников всё же рискнули покинуть насиженные места. И вот эти юные таланты здесь - слушают почти столь же юных учёных»... Я бы не стал так опрометчиво обобщать «русских» эмигрантов в Израиле, но дело и не в эом, конечно.
Дело в том, что вся эта книга написана в таком бодряческом тоне, который я встречал только у американских телевизионных проповедников и сотрудников службы технической поддержки: "Да, у нас есть отдельные проблемы, но мы уже работаем над этим". Мне кажется, что я просто имею дело с некоторой потерей PR-адекватности. Есть такая проблема в молодых успешных брендах, у которых всё, казалось бы, получается. Но в подобных книгах-рекламных-проспектах не рассказывается в чём, собственно, фишка поисковой системы (там это знание замещается многословием в духе «Мы тщательно работаем над деталями, мы наладили контроль качества, мы…», там нет анализа реальных преимуществ – ну зачем мне в качестве одного из преимуществ («Двадцать три «фишки поиска на Google» впаривают «Забудьте о формах слова… Google ищет все формы слова!». Ну рад но это вроде как рекламировать автомобиль в 2007 году и кричать, что у него есть стеклоподъёмники. Рад, как и тому, что в поисковой системе можно искать картинки. Фишка-то в чём? Что десять лет назад такого ни у кого не было?
Вот говорят о картографических проектах Google и завершают это так: «Сергей Брин и Лари Пейдж были довольны. Сотрудники Google и их семьи тоже. Их восторгу не было предела, когда Брин и Пейдж арендовали на 24 часа ближайший кинотеатр и предоставили всем бесплатные билеты на премьерный показ последнего эпизода «Звёздных войн». Неудивительно, что с таким подходом к людям, технологиям и инновациям Google одержала победу в этом раунде «космической гонки» без особых усилий»
Однако, некоторые мои знакомые, что работают в этой компании, говорят, что там свобода, счастье и творчество бьют прямо из фонтанчиков в коридорах. И я что? И мне хочется верить, что на свете существует такое реальное НИИЧАВО, где понедельник начинается в субботу девять дней одного года.
Я вижу много адекватных стратегий самопрезентации - такие спокойные, однообразные компании. Тут как раз другое - молодой агрессивный бизнес, а судя по этой книге, и по некоторым косвенным причинам, стремительно превращающийся не то, чтобы в мир Дильберта (того, что придумал Скотт Адамс для своих комиксов), а в такой стиль позднего СССР.
Возникают подозрения, что всякий НИИЧАВО стремительно превращается в НИИ, который строит себе гараж из одноимённого фильма.
Мне вообще сама тема эта интересна - но она очень тревожная, потому что просто-ки провоцирует обобщения. А вот их-то надо избежать.
Отчего-то в современном русском языке понятие PR слилось со словом "реклама". Вернёмся к технической поддержке: один мой старый друг, проживающий в иностранном городе Х., рассказывал о разговорнике для этой службы, что сидят на телефоне. Звонит, допустим, безумный клиент, орёт, надрывается "Почему Сеть упала", а ему "Мы уже работаем над этим!".
Ну и прочий диалог в духе беседы Алисы с гусеницей.
Точно таким же клиентом Алисой я почувствовал себя, когда читал раздел о накрутках. Вот, впрочем, ссылка.
"Мы работаем над этим", типа того. Этот текст в аннотации подаётся как "захватывающая история".
Из всего этого не следует, конечно, что отцы-основатели превратились в таких сомнамбул, какими становятся успешные молодые люди, на минуту вылезая из джакузи, чтобы одеть красные кеды, и требовать изменений в грамматике родного языка, чтобы поизощрённее писать название своей компании.
Из этого вовсе не следует, что Google превращается в туповатого бюрократического монстра.
И даже то, что текст этой книги безусловно плох.
Из этого следует только то, что книга эта может произвести на читателя неоднозначное впечатление.



Извините, если кого обидел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments