Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про Люфтваффе

Среди присланных мне книг обнаружилась М. В. Зефиров, Д. М. Дегтев, Н. Н. Баженов. Свастика над Волгой. - М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. 656 с. 3000 экз. (Неизвестные войны) ISBN 5-17-041913-9, 5-9713-4525-7, 5—9762-2434-2


Сколько бы авторы не говорили о заведомой неполноте этого издания, они немного лукавят.
Да, в основном темой книги стала воздушная война над Волгой и действия бомбардировщиков Люфтваффе в районе Горького, Куйбышева, Саратова, Сталинграда и Астрахани. Понятно, что в основу книги легли в основном не московские, а местные архивы, но при этом описи налётов дотошны, описания военной техники познавательны, а эмоции очевидцев событий даже по прошествии полувека скрыть невозможно. Но кроме бомбардировок, речь идёт о заброске шпионов и диверсантов в советский тыл: «Официально признано, что в годы войны в советском тылу работали и остались необезвреженными 389 агентурных радиостанций противника, зафиксированных радиопеленгаторной службой. Соответственно минимум около 400 агентов остались неизвестны чекистам. Большинство из них работали в крупных промышленных центрах, таких как Горький, Саратов и Куйбышев. В таких городах у шпионов было намного больше шансов уцелеть, в отличие от прифронтовой полосы, насыщенной войсками».
Это очень интересная информация,но очень странная- что это за "официальные источники" - непонятно. При этом в Сети существует текст Александра Петрушина "Розыск или сыск" ("Тюменский курьер", 24 октября 2006, №144 (2041), рубрика "Чекистские истории")со следующим странно похожим фрагментом: "Но сейчас официально признано, что до конца войны работали и остались не обезвреженными 389 (!) агентурных радиостанций противника (по данным радиоконтрразведки, которая техническими средствами фиксировала выходы в эфир неустановленных радистов). Фактически спецслужбы третьего рейха имели 389 не контролируемых Лубянкой каналов поступления секретной информации. Что передавали эти радиостанции в Берлин? Пока не знаем. Где они могли находиться? Тоже нет ответа - только предположения. По-новому смотрятся крупные провалы чекистских резидентур на оккупированных территориях. Причиной разгрома этих агентурных сетей Лубянки и неудачных наступательных операций советских войск могли стать немецкие агенты в центральном аппарате НКВД и Генштабе Красной Армии. Затеряться и уцелеть в глубоком тылу - в Поволжье, на Урале и в Сибири - было проще, чем в прифронтовой полосе".
Либа это в раскавыченном виде цитируется один и тот же источник, либо я даже не ззнаю что.

Но главное в книге всё же история войны с советскими военными заводами и война за кавказскую нефть: бомбёжки судов на Волге и железнодорожных составов транспортировавших нефть вдоль реки.
Но я не об этом.
Между делом авторы задают риторический вопрос, на который сами же и отвечают: «Могли ли немецкие бомбардировщики бомбить заводы за Уралом?».Отвечают вот как (это я, впрочем слышал давно, но кому-то может быть интересно)
Во-первых, «фирма «Мессершмитт» с начала 1941 г. вела работы над четырехмоторным самолетом Ме-264. По своим тактико-техническим данным эта машина должна была превзойти все английские и американские бомбардировщики, в т.ч. и В-17 «Летающая Крепость». При бомбовой нагрузке в пять тонн самолет мог находиться в воздухе до 45 часов и имел эффективный радиус действия примерно семь тысяч километров. Таким образом, в случая поступления на вооружение Люфтваффе Ме-264 мог быть использован для налетов не только на Урал, но и на Новосибирск, Иркутск и Читу. На Западе в его радиус действия попадали американские Нью-Йорк, Вашингтон и даже Чикаго, т.е. основные центры американской промышленности. Первый опытный экземпляр бомбардировщика был построен в конце 1942г., однако в дальнейшем из-за нехватки ресурсов и отсутствия интереса у командования Люфтваффе работы по нему были свернуты».
Во-вторых, «фактически же новые бомбардировщики Do-217 и Не-177 имели техническую возможность осуществить налет на Урал. Расстояние от аэродрома Сешинская в Брянской области до Свердловска и Нижнего Тагила составляло около 1750 км. От аэродрома Тацинская до Челябинска нужно было пролететь и того меньше - полторы тысячи километров, Однако «Дорнье» немцы предпочитали использовать против Великобритании, а новый «Хейнкель» в 1942 г. еще страдал многочисленными «детскими болезнями», из-за которых не мог быть использован в столь масштабных операциях.
Но самое интересное, что и уже имевшиеся самолеты Не-111 вполне могли поразить уральские заводы! Хотя максимальный эффективный радиус действия бомбардировщика составлял около 1000 км, его можно было значительно увеличить путем подвески дополнительных топливных баков. 21 января 1942 г. в 08.00 по берлинскому времени с ливийского аэродрома взлетел «Хейнкель-111» лейтенанта Франца Бонскакка, имевший на борту пять тонн бензина. Пролетев над всей Сахарой, он в 14.30 сбросил бомбы на город Форт Лами, расположенный южнее озера Чад, во Французской Центральной Африке. Расстояние до цели составило около 2500 км! В результате налета был и уничтожены все запасы нефти, 400 т авиабензина и 10 самолетов. На обратном пути «Хейнкелю» не удалось дотянуть до своего аэродрома, и он совершил вынужденную посадку в Ливийской пустыне. Этот факт доказывает, что если уж удалось на двухмоторном бомбардировщике поразить цель на расстоянии 2500 км, то долететь до Урала и вернуться обратно опытным экипажам Не-111 не составило бы большого труда.
Кроме того, для бомбардировки Свердловска и Челябинска можно было использовать четырехмоторные самолеты FW-200 и Ju-290, обладавшие радиусом действия свыше 2000 км. Учитывая же полное отсутствие противовоздушной обороны восточнее Волги, становится понятно, что даже налет небольшими силами (15—20 машин) мог принести полный успех. Как показывает опыт с заводами Поволжья, даже несколько удачных попаданий в уязвимые места могли значительно сократить уровень производства на неопределённый срок. Тем более что в распоряжении немцев были подробные аэрофотоснимки Перми, Ижевска, Уфы и др. городов, сделанные экипажами дальних разведчиков. Но и Урал не являлся пределом возможностей. Учитывая пример лейтенанта Бонскакка, в радиус действия Люфтваффе попадал даже Омск!»
.
Авторы, как они считают нужным, отвечают на вопрос "Могли или не могли, и если могли, то как?" и вовсе не настаивают на том, что бомбить Урал для немцев было делом плёвым. (История Второй Мировой войны знает бомбардировочные рейды из политических соображений - на Берлин советскими ВВС, и на Токио - американскими). Дело в том, споря или частично соглашаясь с тем, что технические возможности таких акций у Люфтваффе были, понять насколько эффективна были бы такие операции.
С политической точки зрения - эффективна, а вот как с военной? Достаточен эффект или мал по сравнению с затратами и отвлечёнными ресурсами? Понятно, что фактический результат может быть разным - положить на бок всю металлургическую промышленность - это одно, а её остановить, или затормозить её работу на месяц-два (что может сказаться невероятным образом на всей экономике) - другое. Но это тема сложна и эмоциональна - предмет, даже не для кандидатской, а для докторской.


Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 111 comments