Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про флэшмоб им. doctor_livsy

.

По-хорошему, во флэшмобе нужно участвовать тогда, когда все уже им насытились и разбрелись по кустам. И вот ты появляешься, будто лыжник летом или всплывшая в июне фигуристка. Это я к тому, что сперва doctor_livsy вывесил свой список из десяти книг, "вдохновивших на творчество", а потомогромное количество народа сделало тоже самое. Тут я, правда, задумался - слово «творчество» я ненавижу не хуже анчаровского героя, и решил задуматься над первой десяткой книг, что подтолкнули меня составлять буковки на бумаге именно тем способом, каким я это делаю. (Тут надо было бы написать пару абзацев про то, какой это тупой флэшмоб. Но только это неправда, потому что идея doctor_livsy оказалась очень полезна для меня персонально, и к тому же я извлёк из всего этого немалое удовольствие. Просто охуеть, какое я получил удовольствие). Удивило меня то, что большинство этих книг (за исключением трёх) стоят кучно на соседних полках. Нет, не все из них я прочитал именно в указанных изданиях – но всё же они тут, рядом.

1. Шкловский В. «Ещё ничего не кончилось…»/ Сентиментальное путешествие. ZOO/ Письма не о любви или Третья Элоиза. Третья фабрика. – М.: Вагриус, 2002. – 464 с.
Это одна книга, но именно «Сентиментальное путешествие» - тот текст, от которого я много для себя взял. В нём горит вечный огонь отчаяния и одиночество на фоне исторических событий. При этом я читал «Сентиментальное путешествие» именно на фоне исторических событий – натурально война, распад империи, я катался как колобок по всей стране – как и полагается. Настоящая трагедия должна быть написана просто.
2. Тынянов Ю. Собрание сочинений в 3-х томах. т. 1. /Кюхля. Подпоручик Киже. Восковая персона. Малолетний Витушишников. – М.: Вагриус, 2006. – 606 с.
«Восковая персона» - текст, стоящий как бы в тени остальных, более популярных текстов Тынянова. Но в нём липкое время, вязкое время, время, которое как кисель наполняет комнаты и дома. Очень важный текст.
3. Каверин В. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. Рассказы и повести (1921-1927) Скандалист или Вечера на Васильевском острове – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963. – 478 с.
«Скандалист» - роман, написанный на спор, в котором прототипы с раздражением узнавали себя в персонажах, был для меня самоценен. Но это ещё «Художник неизвестен» - судьба героя, попавшего под колёса авторского замысла незавидна. Если не положат на рельсы, то разорвут на части степными кобылицами и бросят в ковыль. Поэты и вовсе баловники - во рву некошеном. Шея лебедя, сломанный цветок на асфальте... «Она лежит, сломав руки, полная теней. Как невод, они опутывают весь перекрёсток. Они качаются на присевших домах, в перекошенных ромбах окон. В пустынных перспективах пригорода они проходят с угрюмой важностью одиноких, они падают на платок, сдвинувшийся при падении с глаз, на закушенные от усилий губы... А она лежит такая, как будто это был полёт, а не падение, и она не разбилась, а умерла от высоты. И кажется, что последний близкий человек только что повернул за угол - и скрылся... Цвета: светло-зелёный, чёрный, глубокий синий. Кое-где, очевидно с намерением, оставлен грунт. Фигуры выписаны отрывистыми мазками. Картон - что придаёт отпечаток некоторой деревянности в фактуре. Масло. 80Х120. Художник неизвестен». Это школа лаконичного письма двадцатых годов, когда, кажется, ещё не всё решено и не всё предначертано.
4. Вагинов К. Полное собрание сочинений в прозе. – СПб.: Академический проект, 1999. - 590 с.
Три романа Вагинова-Вагенгейма – вот настоящий, и оттого призрачный Петербург, который скукоживается как тень поутру. Я просто бредил Вагиновым.
5. Бабель И. Избранное. – Кемерово. Кемеровское книжное издательство, 1966. – 350 с.
«Одесские рассказы» я не любил, а вот «Конармия» предсказала всю честную военную прозу Именно «Конармия». Из неё я взял мой любимый эпиграф «Летопись будничных злодеяний теснит меня неумолимо».
6. Петроний А. Сатирикон./Перевод *** – М.: Совместное советско-западногерманское издательское предприятие «Вся Москва», 1990. – 240 с. (Это репринтное воспроизведение издания 1990 г). Рваное повествование и лакуны создают текст. Недосказанность созидательна, а все империи повторяются в звуках жующих и отхлёбывающих.
7. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит./Автор перевода не указан. – М.: Художественная литература, 1967. – 609 с.
Это великий роман, и зачем он нужен, объяснять, в общем, не надо. Там ворох смыслов, движение всё убыстряется и убыстряется, и вот уже как привязанный к мачте матрос ты орёшь «пиздец-пиздец-пиздец» и вот оно, бездны мрачной на краю. Кстати, читая «Шпиль» Голдинга, я ощущал эту параллель – ветхозаветное стремление любой ценой свою задачу. Если кто не знает о чём там – так у Голдинга строят собор, и настоятелю говорят, что фундамент не выдержит, здание трясётся, но он строит и строит, проламываясь через жизни каменщиков и судьбы строителей – чтобы ощутить толчки и дрожание под ногами, когда остались последние метры шпиля.
8. Хемингуэй Э. Райский сад./Пер. с англ. Виктора Погостина – М.: Издательская фирма «Современная опера», 1991.- 200 с. Сам не знаю, отчего так вышло – отчего называю в этом списке именно это, а не привычный «Праздник, который всегда с собой», и прочее – Хемингуэй вообще часто даёт советы писателей. Но это уже было личное – пришлось ко двору. «Райский сад» я использовал, чтобы писать об обречённости любви – я намеренно говорю об этом, потому что вчитываю дополнительные смыслы в эту незаконченную книгу, уже после смерти писателя собранную воедино.
9. Фаулз Дж. Волхв./Пер. с англ. Б. Н. Кузьминского. – М.: Независимая газета, 1993. – 736 с.
Этот перевод много ругали за то, что «Волхв» переведён на язык московской литературной тусовки. Мне, впрочем, это совершенно не помешало. Но у Фаулза здесь можно научиться не только игре с классическими сюжетами и возможности свою образованность показать (которая всякому писателю приятна). Манипуляция читателем, вот что там интересно – манипуляция путём игры с героем, с которым читатель себя невольно отождествляет.
10. Антология фантастических рассказов. – М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1967. – 558 с. (Библиотека современной фантастики, том 10)
Тут, пользуясь тем, что речь идёт не о текстах, а о книгах я упомяну три рассказа – один Шекли, «Страж-птица» - он настолько хрестоматийный, что и пояснять не надо образцом чего он является, и два совсем других.
Это «Тихий вкрадчивый голос» Роберта Сильверберга, про человека, который покупает загадочную шкатулку, которая предостерегает его от несчастий. Он счастливо избегает отравления в ресторане, удачно играет на бирже, и отложив поездку, минует гибели в упавшем самолёте. Но потом приходят сведущие люди и всё возвращается на свои места. Он снова оказывается на лондонской улице и проходит мимо ларька со шкатулкой. Сам рассказ не особенно выдающийся, но в нём хороша именно последняя фраза - «Он расплатился за номер, взял такси до лондонского аэропорта и сел в самолёт, отправляющийся девятичасовым рейсом».
И, наконец, Джордж Элби - «Вершина». Это история про менеджера, что совершает стремительную карьеру в загадочной Корпорации, которая занимается буквально всем – и с каждым шагом по служебной лестнице он поднимается на новый этаж здания-пирамиды. Наконец, умирает глава Корпорации, и герой поднимается на прежде недосягаемый пятнадцатый этаж – а там пустота, на полу лежат обрывки газет и дохлые мухи, в мутном окошке видно часть города и пустынные равнины Миннесоты, над которыми кружится снег: «До самого горизонта насколько хватал глаз, лежала посиневшая от холода земля. И надвигались еще большие снегопады, еще более суровые холода. Потому что лето - это всего лишь каникулы, антракт; реальностью, постоянным спутником была зима; зима всегда царила в нескольких милях к северу, ожидая своего часа, чтобы вернуть себе то, что принадлежит ей по праву. Словно глубокое море синела оплетенная белыми жилами земля, и жилами ее был лед». Вот и всё. На этом рассказ и заканчивается.



Извините, если кого обидел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments