Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История не про Толстого, а про поэзию.

.

Надо сказать, что я ничего не пониммаю в современной поэзии. Поэтому очень внимательно слушаю тех, ктто говорит, чтто понимает. (Необязательно при этом то, что я им верю).
Ситуация с поэзией мне представляется очень странной - ни в одной отрасли литературного производства я не наблюдаю такого бурления и всплесков активности. Куда ни плюнь - турниры и конкурсы, фестивали и вечера. Если мне кто-нибудь объяснит, что к чему, то я буду беспримерно рад.

Поэзия - самая неуязвимая отраль искусства. Романисту куда тяжелее, не говоря уж о режиссере. Самодеятельная поэзия может существовать всегда, а вот самодеятельное кино или скульптура под вопросом. Но при этом мне совершенно непонятно, что такое "хорошие стихи". Да и вообще непонятно,мжет ли об этом судить современник: ср. Твардовский с двумя стопками, ср. третий номер у Пушкина. У меня вообще такое впечатление, что профессиональный современный поэт - что-то вроде галериста, вменяющего произвольную стоимость вангардной живописи, вернее, создающего эту стоимость.
То есть, профессиональный поэт не может не участвовать в публичной жизни и в собственном PR. В противовес этому возникает несколько видов частной поэзии - "датские" стихи, прикладная графомания; стихи-развлечение, что-то вроде буриме на дачной веранде и, наконец, настоящая частная поэзия, которая ничем не хуже прочей, но просто не публична.
А так же не введена в систему распределения благ - вот после этого следует масса циничных хвалебных слов о книжке.
... Одним из сильных свойств частной поэзии являтся образовательный ценз и читателя, и сочинителя.
Работает ли тут олимпийский принцип Кубертэна? Мне неизвестно. Есть легкий соблазн провести исторические параллели со всяким финдесьеклем столетней давности. Там тоже бурление, тоже всяк пишет стихи - но ср. у Самойлова "Когда гений садится писать стихи", etc. Жесткая конкуренция, борьба в этом мире поэтических вечеров, конкурсов и фестиалей мне очевидна. Частная поэзия ни с кем не борется - это ее достоинство, и, одновременно, недостаток. Чаще всего Частная поэзия прячется в Сети.
Мне, честно говоря, всё-таки непонятно - есть подъём поэзии как отрасли человеческой ддеятельности, или это всё PR, попил грантов. Мне скажут, да что там - пойди и послушай. Послушал. Будтто сходил в картинную галерею - как меня не уговаривай про "Чёрный квадрат", смотрите его сами. Король голый. А количество удобоваримых стихов наблюдаю небольшое - точь-в-точь по Самойлову.

Ладно, о другом - известно, что Толстой сочинял стихи. Среди прочих, во время Крымской войны он сочинил две солдатские песни. Говорят, что их действительно пели солдаты, слова в них были шершавый и были они, собственно, посвящены нелюбви к начальству. Спустя много лет (об этом рассказывается в воспоминаниях Тучковой-Огаревой, как он играя на рояле, исполнял эти сочинения, несмотря на их лексику, что твызвало некоторую оторопь присутствовавших, в том числе шестнадцатилетней Наташи, дочери Герцена.
В книге Зверева говориться, кстати, что "Почти через сорок лет Наталью, жившую в Швейцарии, разыскал по просьбе Бирюкова сын художника Ге, и та смутно вспомнила, что гость не оправдал её романтических ожиданий. Она к тому времени уже прочла повести Толстого, составила мысленный портрет вдохновенного художника, но когда в отцовском кабинете увидела человека в отличном английском костюме, который с упоением рассказывал, как ему понравились в Лондоне петушиные бои и боксерские поединки, была очень разочарована". [174]

Извините, если кого обидел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments