Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разговоры DCLXXXIV

.


- Нет, но Тургенев же говорит, что они доживутся до любви. Это разве какая-то неправильная любовь будет? По тогдашним понятиям любовь должна была отменять все холодильники, коли она имелась.
- Отчего же? Совершенно нет. Для начала можно вспомнить финал «Обыкновенной истории» Гончарова. Век девятнадцатый не отменял восемнадцатого - по страсти ты женилась няня? Ср. «Как вы вышли замуж, по страсти? - И верно, батюшка страсть как вожжами отхлестал». Не отменяет он и тургеневского романтизма сдохнуть на болгарской госпитальной койке. Ну, и счастливой жизни стерпится-слюбится.
- Все понятно, но скепсис-то относится именно к любви. Дело не в страсти, дело в ощущении, будто будущая любовь не искупляет того, что сейчас сошлись вместе два рассудочных человека. Либо за ними следует признать некую неправильную рассудочную любовь, либо, действительно, за Тургеневым - тот факт, что любовь в финале не оправдывает пафоса изначального холодного рассудка.
- Эта система рассуждений мне непонятна. Во-первых, понятие «любовь» в ней не определено. Во-вторых, совершенно не понятно, почему рассудочная любовь имеет отношение к браку по расчёту. В-третьих, никто (и Тургенев) никого не оправдывает, у него же мысль «счастливо доживут до того, что они называют любовью» (равно как и ещё десяток трактовок - совершенно не противоречива).
- Я тоже покамест вас не вполне понимаю, но одно тут важно: я именно что рассуждаю о том, следует ли определять понятие любовь или оставить его в романтической трактовке все собою знаменующего высшего чувства, не нуждающегося в определениях. Кроме того, где я сказал, что Тургенев кого-то оправдывает? Я выразил обратное предположение.
- Я неудачно выразился. Это про оправдание. Тут (мне кажется) дело вот в чём - это всё явление терминологическое. Однажды Битов рассказал следующую историю - о том, что он в юности считал, что «любовь» - это чувство молодых и красивых к молодым и красивым. Потом оказалось, что всё любовь - и старые и молодые. И любовь к убогому - тоже любовь. И любовь к знаменитости - тоже. И за деньги.
Смысл не в банальности мысли, а в том, что всё это перечисление «любовей» - кстати, меня давно занимает вопрос, отчего это в русском языке у любви нет множественного числа, так вот всё это перечисление - любовь с точки зрения участвующего.
Я бы оперировал этим термином как национальностью. Национальность - это то, с чем себя человек идентифицирует. И любовь - это то, что участник считает любовью. Ведь носов и ушей здесь всё равно не померяешь. Тургенев не был участником любви. Но скепсис выражал. Впрочем, мы пошли по кругу. Что-то у меня голова третий день проясниться не может...
- Думаете? Впрочем, от Тургенева всего можно ожидать.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments