Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про дозоры и симптомы (продолжение).

.
Вообще-то я хотел сказать, что давно наш Лектор себя не удалял. Но скажу по-прежнему о кинематографии.
...Так вот, эта книга ещё очень хорошо показывает стиль современного отечественного философского письма (за что составителям отдельное спасибо).
И не только невозможность говорить нормальным человеческим языком, какое-то надсадное желание упомянуть Хайдггера, всадить как гвоздь в жопу латинскую цитату без перевода, о чём я уже сказал. Нет, ещё дело в том, что авторы через одного говорят: кстати, нужно заметить, что Тимур Бекмамбетов снимал рекламные ролики банка "Империал". Ну, блядь, через одного мне об этом сообщают.
Дальше-больше: другая половина философов и обозревателей начинает свою речь так: В этом фильме нет ничего общего с "Матрицей" братьев Вачовски - "Матрица" совсем иной фильм, иного уровня, совсем по другому устроена. Нет, и говорить тут не о чем! А ведь многие только то и делают, что сравнивают! Нет, поглядите: в "Матрице" так-то, а здесь, в "Дозорах" вот так-то. Глядите - тут бунт гордого человека, а тут покорность системе, тут вечное, а тут национальное... Нет, нет ничего общего, и отчего это только сравнивают эти два фильма" - и ещё страниц на пять.
Составители, кстати, действительно повторяют пару книг "Ультра. Культуры" о "Матрице" - первую я не помню, там автор крепко съехал с глузда и через слово упоминал Кастанеду, а вторая, которая называлась "Прими красную таблетку" была вполне ничего. В ней человек двадцать рассуждали о том, что было заявлено в подзаголовке того сборника: "Наука, философия и религия в "Матрице"".
А в нашем варианте повально все наблюдатели обязательно вворачивают такую фразу: "Хотим мы того или нет, но "Дозоры" это метафора современной российской действительности" - и тут же половина начинает объяснять, отчего они хотят так считать, а другая - отчего не хотят. Это, правда, не относится к Ольге Седаковой, эссе о "Ночном дозоре" Рембрандта которой приведено в середине книги и трогательной Натальи Трауберг, что повторяет несколько раз в ужасе "там кровь и клочья мяса", и смотреть это, дескать вредно. Однако, из большинства статей, можно что-то выудить - то бычка, то щуку. А то и насобирать ведро чужих наблюдений, будто раков.
Нет, очень полезную издал "Фаланстер" книгу.
"Дозоры" - действительно матрица. И живёт наподобие печатной матрицы: оттиснули текст на бумаге, и теперь у всех он вызывает разные мысли. Вот, например, отчего не обыграна символика нуля и единицы. Ноль - это колесо обозрения, единица - Останкинская башня. 1 и 0 - это символика двоичного кода, и разрушение башни в конце фильма, а так же сломанное колесо - означают отказ от двоичной системы, то есть от секса. (Меня читает культурный журналист Нестеров. Он всякого рода намёков не любит, а мата вовсе не переносит. Оттого не мог же я написать что это хуй и пизда - башня и колесо). Если кто не занял ещё этой метафорической хуйни, то - пользуйтесь. Ну, можно написать ещё роман - "Код Лукьяненко": на станции "Ботанический сад" находят дохлого человека с колом в сердце, оказывается, что это библиотекарь, и в его экземпляре "Дозоров" – тайна о...
Самое интересное как раз в том, как текст или фильм начинают вызывать вокруг себя эти смыслы. Это как принцип деньги к деньгам, нужно только превысить некую норму, попасть в точку, как в айкидо - и всё раскрутится само, посыплется, повалится, войдёт в анекдоты.
Вот что можно в этих философских статьях вычитать.
А можно и другое.

__________________________________________________________
[1] Прими красную таблетку. Под ред. Гленна Йеффета. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 312 с.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments