Я имею перед собой а) текст, б) общее представление об автомобильном производстве, с которым я работал последний год (я не думаю, что его идеология в России кардинально другая, чем на Украине).
Так вот, я очень хорошо знаю, как делали "Шевроле" в Елабуге. (Его за глаза называли ""Шурале"), и прочие внедорожники. Огромное количество этих проектов - неудачны, и по схожим причинам. Причины типичны, хоть немного различаются для отвёрточной сборки внедорожников, или для своего производства – машин, скажем, типа "Тигр". Если украинцы их преодолели, то обязательно должны растрезвонить в этом рекламном тексте/. Переходим к тексту - про успехи текст молчит как рыба, но сообщает странное: странная скорость, странный дорожный просвет. (у 66-го около 315), я уже начинаю сомневаться, и тут меня добивают ценой. Эта машина не может стоить 25.000. Ощущения таки еже, как если бы к тебе подбежали на улице и предложили часы за 50 рублей.
Я посмотрел в других местах и обнаружил - да, этого «Вепря» в военном варианте хотят продавать за $80 К для украинцев, и $100 К для иностранцев в военном варианте. С пониманием относимся, да только, чё ж не «Хаммер» тогда купить?
Дальше - из текста ясно, что производства нет. Не менее ясно, что никаких предпосылок к нему нет. Есть архаичность конструкции (расход топлива, и прочие характеристики, что было хорошо для ГАЗ-66 в 1964 году в СССР, то не очень вообще хорошо в 2006». Есть неочевидность инженерных решений, и очевидная невменяемость в смысле целевой группы.
Ergo: не жалею, не зову, не плачу.
Тут беда ещё вот в чём. Украина - великая страна, но не все украинцы в этом уверены. Отсюда их некоторая суетливость. Нормальный человек крутит свою гайку, растит хлеб и учит детей. Сделает его страна национальный автомобиль - хорошо! Не сделает, так пусть даст возможность какой другой прикупить.
Сейчас логика автомобильной промышленности такова, что всё унифицируется - один и тот же двигатель ставится на разные машины, понятие национального автомобиля и вовсе теряется. Автомобиль более глобалистская вещь, чем гамбургер.
Но тут - бац! - приходит человек, который не уверен в величии своей страны, и решает ей этого величия добавить. И вот делают какого-то колёсного упыря, которого непонятно куда девать. Среди спокойных людей, просто любящих свою Родину, эта штука ездит по полигону, на ней что-нибудь изучают и ставят в заводской музей. Среди людей нервических рождается идея посадить в эту машину боксёра Клячко, обвесить всё флагами и написать невнятные пресс-релизы.
А Кременчугский завод совсем неплохой был, неплохой.
- Ты прав. У нас, впрочем, тоже есть такие "Вепри"...
- Да, конечно! Упаси Бог кричать соседям, что это их исключительная беда. У нас-то в стране ещё больше народу живёт - оттого и неуверенных людей, а, следовательно, и таких поделок много. У нас есть масса ещё более странной фигни - меня как-то позвали консультировать информацию по саратовским летающим тарелкам ЭКИП. После того я три дня с горя пьянствовал.
Это беда, кстати, многих стран - вне зависимости от политического строя. Я знаю одинаковые истории про то, как корейцы сделали трактор (северные, конечно), и про индусское автомобилестроение.
- Они летали? Эти тарелки?
- Вот это самый интересный вопрос. Фишка там была в том, что это была такая летающая миска, которую обдувал полностью ламинарный поток. То есть, летающее крыло, где сзади сопла (обеспечивающие сдув вихрей), внизу - воздушная подушка, а при полёте эффект экраноплана. Моделька летала. (Съёмки напоминали шпионские - размытые и нечёткие).
Я много что сформулировал по этому поводу, но самая важная моя выгода была не в том, что я освежил свои знания, а в том, что много что понял в современной инженерии. (Я же никогда не был настоящим инженером, и университет заточен на выпуске научных работников, а не инженеров).
И вот меня там тоже спрашивали: "Взлетит?". Оказалось, что всё взлетит. Если обвязать пятиэтажку сеткой-рабицей и приделать движок от ракеты - взлетит как миленькая. И даже довольно далеко улетит.
Часто человека спрашивают - можно ли сделать то-то и то-то? Можно, но совершенно не нужно.
Я студентам придумал специальный пример - изобретение телефона, у которого вместо звонка мигает лампочка. Потому что этот телефон для глухонемых - они звонка не услышат, а лампочку сразу увидят.
- Сразу увидят - и что? Секунду пребывал в ступоре. Хороший пример, заценил.
Извините, если кого обидел