Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разговоры DXXIX

.

- Многие люди стали повторять сегодня слова "ужасный год". Между тем, для нефилологических людей этот год вовсе не ужасен - шаг вправо - шаг влево, никто не знает имён, что повторяют сейчас со скорбью. (Или ужасен, но не поэтому). Это год перемен именно в филологии, а не в литературе.
Мне же всё это напоминает перемену в университете - были у нас дубовые скамьи и аудитории, обшитые морёным дубом. И вот кончалась лекция, одновременно хлопали двери, поспешали по коридорам лекторы в пиджаках, обсыпанных мелом. Лекторы выходят первыми - и вот они ушли, ушли разом, а кто-то вовсе не заметил, оттого что спал на верхнем ярусе, кто-то только привстаёт с сиденья (оно гулко хлопает), кто-то собирает студенческий мусор с парты (карандаш падает вниз, а ластик прыгает по ступеням). И совершенно непонятно - это перемена, перерыв между парами, или просто кончились занятия. Навсегда.
- Владимир, но ведь в сущности в филологии, которую я тоже бы рад отменить, но не берусь, подошла к концу эпоха "интрепретации" в самом лучшем смысле. Как раз этот год и подводит итог.
Начинается эпоха в сущности эссе (см. любой текст Дм. Быкова), текстологии и птичьего языка "аллюзий и реминисценций", когда текст не разбирается - к нему просто ищутся аналогии. Это не трагедия, разумеется, а просто гениальное - прямо по "Климу Самгину" - упрощение. В принципе текст сегодня не обязан нести собственного смысла. Можно чужой. И это грустно, конечно...
- Ну, я собственно, об этом и говорю. Но не в терминах "упрощение" и тем более "гениальное". Я о том, что [мне кажется] уходит время филологии как науки, и она замещается литературой. Но это не литература собственно - а пересказывание идей доступным массе языком.
- Как знать, как знать. То, о чем Вы говорите, - это и есть эссеистика. На самом деле филология возвращается к истокам, к тому, что становится с одной стороны маргинальной, а с другой стороны превращается в цикл биографий. Я думаю, что литературу в школе упразднят скоро. Или сократят до минимума. Кому нужен предмет "литература"? Кому нужны филологи? Они нынче даже себе не очень нужны
- Филология замещается литературой, а то, что было литературой, тоже уходит, замещаясь ... даже не знаю чем. Наверное, отчасти и жж, отчасти интернетом в целом, отчасти и телевизором.
Во всяком случае трудно представить сегодня не только споры вокруг нового Бахтина, но и выискивание смыслов у новых Стругацких. "Иван Петрович умер", как любит говорить Александр Генис. А вслед за Иваном Петровичем умер и его филолог-интрепретатор.
- Но с другой стороны Денис Гуцко получил вот Букера, а его никто не знает. Их обоих - Букера и Гуцко.
Во всяком случае, если бы мне сегодня предложили войти триумфально в Большую Литературу, я бы отказался, потому что своего читателя - не знаю. И никто своего читателя не знает. А для меня не праздный этот вопрос (и про филологию, и про литературу) - вопрос в читателе ведь, а не в писателе.. Писателей - навалом, премии есть, все дела. Но вот "что-то не так" все равно.
- Ну если ввегнуться в анализ, то Букер всё-таки известнее. А то, что "не так" - так это дело исторического развития. Я думаю, что конюхи так же могут сетовать на упадок коневодства по сравнению с началом XIX века.
И я солидарен с ними в том, что объёмы уже больше не восстановятся.
- Букер-то известнее, но дело в том, что никто не подходит ко мне и не говорит - Слышишь, Гуцко Букер дали, а вот надо было ...
- Мне вот надо написать текст-манифест о "современной литературе" и "перспективах развития" и я не знаю, о чем писать. О ком? Мне говорят, "размаха в тексте нет". А ему откуда взяться? От чтения романа Дениса Гуцко? Да вот как-то не берется.
Вы знаете, это большое заблуждение, что тема Букера есть универсальная тема кухонного разговора. Женщины, водка, война - понимаю. Букер - вне контекста кухонных разговоров. То есть - вне жизни, а где-то там, на задворках. А в остальном - вы просто вне того круга, что подобно возбуждённым бандерлогам кричат: "Букер обосрался! Букер обосрался!"... Причём и на кухнях - тоже.
- Не универсальная, разумеется. Я вне круга. Но беда не в этом. Беда в том, что я не хочу в нем быть, хотя - по идее, по своему роду занятий - я в нем быть должен. Это большая проблема, на самом деле, потому что я был в Липках, на очередном форуме "молодых писателей". Мне кажется, сама идея форума и все, что около - глубоко порочная и дурная вещь.
Те, кто постарше, - ладно. Они просто бухали. А остальным пытались объяснить, что вот-вот и они попадут в Большую Литературу... "Неси меня, олень, В свою страну оленью".
- Не думаю, что это плохо. Не хуже нормального выезда в пансионат, где все сразу же выбирают себе пару, и закусив шампур зубами, волокут наёденное в койку. Очень здоровое место.
И лес там очень красивый - я когда ездил в Липки, долго по нему гулял. Один мой знакомый себе там любимую нашёл. Хорошо.
- Это не хорошо и не плохо. Это "так есть". Блин, как бы Вам объяснить... Существуют "профессиональные литераторы". Не типа Акунина, а типа Солнцева и Гуцко. И вроде как, если ты пишешь, ты должен вливаться в их дружные ряды, писать много романов etc. Т.е. играть по правилам Большой Литературы. Но Большой Литературы - не существует. Равно как и не существует Филологии, но есть филологи.
Бредовая ситуация на самом деле.
Условно говоря, я много что читал "из нового", но так и не понял, где "откровение и выход", где "новое слово" - прекрасный Крусанов куда-то катится непонятно куда... Иных уж нет. Но при этом все делают вид, что "процесс идет". А он не идет - ни в литературе, ни в филологии.
- Вы думаете, есть Большая Литература? И надо ли играть по правилам, которые тебе навязывают, чтобы в нее вливаться? Да бросьте.
- Понимаете Большая Литература - это вроде Самой Сильной Армии в Мире. На деле иногда вьетнамская армия даёт прикурить США, очевидные сражения не выигрываются, Наполеон уничтожает цвет нации в бессмысленных кампаниях....
Просто надо определиться - что хочется: воевать в партизанском отряде, быть верным солдатом империи или яйцеголовым ядерщиком в погонах. Ну и не путать вполне достойный мотив карьеры с желанием проткнуть кого-то штыком самолично.
- А вот если не хочется ни того, ни другого. Ни верным солдатом, ни ядерщиком. Ни воевать, ни карьеры делать. А уже к столу просят. Так и ладно.
- Если к столу просят, то перекреститься, выпить водки, съесть груздей мочёных. И пойти по своим делам.
- А тебе потом скажут, что ты - не Поэт, что ты ленив и гордыня и все такое прочее, потому что надо было влиться, надо было сделать, как надо, а не как хочется... что поезд ушел и тот, и тот, а ты стоишь на перроне, как Михаил Михайлович Пришвин с грибами.
- Это великое счастье - стоять на перроне с лукошком, когда ты Пришвин. И помнить всё - как сначала из твоей гимназии ушёл Бунин, а потом тебя выгнал из неё Розанов, как ты видел радения Мережковских, как ты пережил крушения миров и избавился от сварливой жены, как обрёл любовь, дом в лесу, и вот набрал волнушек.
- Когда я буду набирать волнушки (хотя я люблю рыжики), вспомню, что вот ... сам Владимир Березин учил меня уму-разуму
- Во-первых, волнушки сложный в готовке гриб. Сложнее рыжиков.
- А я вот не люблю волнушки почему-то. Не ложатся на сердце.
- А Елагина... Сказали, тоже мне.
- Кто такая Елагина? Просветите. Я в далеко живу. Не знаю ничего.
- Вы будто человек, что зашёл в зоомагазин и принялся рассматривать аквариумы. В одном плавают гуппи, в другом - телескопы.. А в третьем лежит средних размеров кит.
И вот человек с некоторым недоумением говорит: «Эге! Кит как-то побольше будет»... Просто надо всмотреться в аквариум, то есть, в текст – и сразу всё видно будет.



Извините, если кого обидел
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments