- А что у тебя в тексте за история с чалдонами? Про то, как твоего деда продали чел.. чалдонами – и он в какой-то юрте жил?
- Сейчас расскажу…
- Нет, я расскажу. Чалдон, челдон - одно из прозвищ сибиряков. Как объяснял мне отец, сам из семьи чалдонов-староверов, расшифровывается как "ЧЕЛовек с ДОНа", потомки казаков это. Какие юрты, уважаемые? Вы не видели домов сибирских с крытыми и выложенными досками дворами, по которым летом в носках ходят?
- Да? Я вот видел ещё бараки в Северобайкальске, ДОСы в Петропавловске, панельки в Новосибирске и домики на границе с Монголией. И всё это, однако, Сибирь. В ней много чего есть – и избы. И носки - тоже.
Я бы только не стал однозначно говорить о чалдонах как о староверах, и так же однозначно расшифровывать это "прозвище, в т. ч. самоназвание старожильческого русского населения в Сибири, на Алтае" как "Человека с Дона". В давние времена люди не были склонны к сложносоставным словам, сокращениям и аббревиации. А народная этимология хоть весела, да путь её странен. Например, одни думают, что там не «Чел», а «Чал», некоторые считают, что "чалдон" происходит от чего-то монгольского, и означает метиса; другие сопрягают казаков и казахов, а другие словари угрюмо, с камнем запазухой намекают - типа, недавний выходец из Центральной России, "беглый, каторжник, ср. уг. "чалдон" - шулер". А учёные люди и вовсе напишут «В термине "чантау" мы видим прозвищный этноним сибирских татар чалтун ~ чалдун ~ чалдон ~ цалдон: чантаw чаw тан чалтан чалтун чалдон. Именно так казанские татары называют местных татар: "Син чалдунны да арттыргансы<, бик яхшы сЇйлўшўсе<", - дип ўйтў туганнарым" /Ты, оказывается, лучше самих чалдонов научилась разговаривать на их языке, говорят мне родные./ Обрусевших старожилов Сибири иногда называют чалдонами». Народная этимология, штука странная – начнёшь копать, забредёшь в такие дебри, что диву дашься.
Извините, если кого обидел