Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разговоры СDLVI

.

- А разве у американцев эта проблема не решена?
- Суть в том, что у американцев патентуется идея, а в Европе и России идеи выведены за предмет права.
- Про американцев я конечно ничего не знаю. Патентовать идею - хорошо. Только непонятно, как. Вот, может я хочу запатентовать свою идею: <...>. Как такую идею запатентовать? А ведь это мое ноу-хау. А если мне в голову придет идея, которая уже приходила в голову кому-то? что делать, вешаться? С другой стороны, <...> - это, конечно, ноу-хау, но два разных режиссера разберуться с этой идеей совершенно по-разному. Как патентовать режиссерские идеи?
- У кинематографистов - не знаю, есть ли там авторское право, в театре, как ни странно, авторское право есть только у художников (ну и у композиторов, конечно). Потому что художник имеет некий «текст», которым можно подтвердить что-то в суде - эскизы, макет. Потому художникам идут авторские, и, кажется, художник может даже закрыть спектакль, если что-то не так - тут я не уверена, но за что-то закрыть он его, по суду (запретить играть) точно может. Таким образом проблема авторского права режиссеров имеет три острых угла: режиссеры хотят получать поспектакльные отчисления, в этом дело, прежде всего; есть некоторые безумцы, которые могут кричать - «у меня украли идею». кричать можно и сейчас, это нормально, но по-разному воспринимается (говорят, Яновская писала когда-то статью, предъявляя претензии к ленкомовскому «Гамлету» со Збруевым-Клавдием - что де, у Гинкаса где-то там, в Новосибирске, что ли, уже было молодой Клавдий, что это у него украли (я к Гинкасу и Яновской хорошо отношусь, так что это я не от ненависти - просто вот, и они могут так сесть в лужу) и что, теперь никому нельзя молодого Клавдия, если запатентовано?); ну и есть совсем сложный момент - если бы было авторское право режиссера, тогда, теоретически, никто не имел бы права вмешиваться в его запатентованную работу. А вот это уже трудней всего, потому что существует повсеместная практика доделки спектакля худруком театра - и ее все (!) считают нормальной. у меня судороги при одной мысли об этом - но сторонники доделки, надо сказать, довольно убдительны, да и я сама уже понимаю, как это, чисто технически - взять и начать править чужую работу, «чтобы лучше было». но это долгая отдельная тема И даже если спектакль делал мэтр, которого изначально никто править не будет - идет он много лет, некий безвестный второй режиссер осуществляет вводы - в результате конецепция трещит по щвам. Нет технологии записей спектаклей – ее когда-то пытались сделать, но так и не получилось общеупотребительной.
У балетных людей есть такая система - а в драме непонятно что записывать - мизансцену, событие, интонацию (краску)? Это невозможно зафиксировать. А значит, не будет права. а значит, не будет авторских (а весь сыр-бор из-за них).Если американцы как-то с этой проблемой справились - интересно было бы узнать, как именно.
А идею как раз украсть проще всего - все только этим и занимаются. Вот особенности воплощения украсть труднее. У одного хорошо получилось, у другого - плохо. Я, конечно, предпочла бы, чтобы у меня лично не крали идею. а дали мне ее самой воплотить. Но, во-первых, и я идеи ворую, во вторых - а вдруг не воплощу?
Это как покупка патента на гениальное изобретение, если его покупают не для того, чтобы внедрять, а наоборот, чтобы не внедрять - есть, говорят, такая практика.
То есть я в принципе со всем согласна, выше многократно изложенным.
Хотя есть соблазн спросить - а вы пиратские диски и фильмы никогда не покупаете? А софт у вас весь родной, от Билла Гейтса? Или вы уже на Линуксе, как продвинутый (Линукс тесно связан с «копилефт», если я правильно смысл этого слова поняла. Но про программные продукты я рассуждать боюсь, тут у меня савсем полная каша.
- <...>.
- Я, кстати, в принципе-то тоже ничего не имею против авторского права - да еще на собственный продукт. Вот, существует проблема авторского права на продукт театральных режиссеров. копья ломают много лет. режиссеры, ясен перец, хотят, чтобы было. но у них нет "текста" - оттого их все имеют. признание же наличия авторского права на режиссерский "текст" может привести, косвенным образом, к объявлению любого "цитирования" (на котором театр построен еще более, чем литература), плагиатом, а следовательно, к остановке всего процесса в целом. хотя когда хотят автоского права - всего лишь желают защититься от директоров театров, которые всех беззастенчиво грабят. А сейчас я убегаю, туда, где ветер и дождь. ближе к вечеру вернусь. Ага.


Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments