Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про разговоры СDLVIII

- Газданов - очень нудный писатель. И в этом его проблема. То есть все у него есть - и аутентичность, и типа стиль, и складно вроде пишет, но - не цепляет. Не мня себя литературоведом (и только поэтому), отмечу, что от неизвестно почему добросовестно прочитанной мною книжки осталась только мятая и странная ассоциация с первыми тактами «Трех товарищей» Ремарка и смазанная картинка плохо освещенного далекими рекламами грязного переулка капиталистической столицы. Ну не Бунин. Не Набоков. И даже не ренегат А. Н. Толстой.
- Тут дело вот может быть в чём - Газданов это такая попытка (в частности) посадить на грядке русской литературы французский извод экзистенциализма. Представляете, насколько был бы зануден Камю, переписанный Тургеневым.
- До тошноты. Впрочем, он и так хорош. Ненавижу его недомужиков, по традиции взыскующих сочувствия в школьных сочинениях.
- Вот, кстати, Набоков. С Набоковым - хороший пример. Но я имел в виду не прижизненное признание, а посмертный зачёт. Просто есть огромное количество писателей, что стали просто темами для литературоведческих разговоров. То есть, они перестали быть писателями (в обычном значении этого слова) - потому как они не предполагают читателя. Их не читают.Набокова читали и пока читают. Газданов пролез планку со скрипом - его читателя я не вижу, хотя занимаюсь Газдановым лет семь.
То есть, при выборе Набоков/Газданов я однозначно выбрал бы Бунина. Меня интересовал феномен перепроизводства русских писателей в ХХ веке. Вот что интересно. Именно это.
Те самые литераторы ХХ века умерли навсегда.
Набокова эта ситуация удовлетворила вряд ли - говоря об одном читателе он сильно и некрасиво кокетничал. Тут ещё в чём дело - буковки дают работы воображению, образ получается отчасти читательским, индивидуальным. А видеобраз одинаков для всех - зато лёгок и понятен. Оттого и популярен.
- Причин популярности (впрочем, это слово надо употреблять здесь с опаской) этого писателя, мне кажется две - во-первых, романтическая биография (биография делала многих русских писателей, и часто только её знает потомок). То есть белый Гайдар, ночной шофёр, голос поверх барьеров, etc.
Во-вторых, Газданов - очень уверенный беллетрист. Почти Ремарк в «Ночных дорогах», практически любовные романы массовой культуры послевоенного периода. то есть, это особого рода компромисс, позволяющий признаться в любви к беллетристике.
- Да, я согласна, вообще маска одинокого волка, плюс невероятно успешная фигура Набокова, с которой по инерции Газданова продолжают сверять. Про массовую культуру и высокую любовь к беллетристике - я думала именно вот в этих словах примерно. Но, Володя, - вот лично Вам Газданов нравится? Что-то Вас задевает?
- Вы же знаете, что со мной особая статья. Я испорчен чтением, и нахожу интерес в самых дурных книгах. И к прочим я отношусь к ним ровно, как к Штирлиц, чемпион Берлина по теннису - к товарищам по работе.
Вместе с тем, очень мало заставляет мои волосы шевелиться.
(Это были извинительные замечания).
В Газданове мне были интересны «Ночные дороги» - тем, что это был почти non-fiction, и этот текст давал возможность всякие ощущения от литературного и прочего Парижа. Потом в нём было настроение, схожее с моим - я читал его в 1991, кажется. Время было такое - наблюдательное.
Правда, я не знаю, что подразумевалось под словом «задевает».
- Вот ровно это и подразумевалось. Спасибо
- А, вот ещё добавочные аргументы на лестнице. Они объединяют биографическое и интонацию, собственно, «Ночных дорог».
Симулякр (не к ночи будь упомянут) «Газданов» был оппозицией к симулякру «Поплавский» - то есть угрюмое протестантское упорство против самоуничтожения Обломова. Особенно это приходилось ко двору в начале девяностых, когда рушилось всё, правила нового мира были необычны, и огромное количество людей оказались как бы в эмиграции на Родине. Да.
- Я читала Вашу статью, где Вы их сравниваете, но с этим как раз не вполне согласна - то есть на фоне Поплавского Газданов, конечно, будет Штольцем, но в принципе-то что в нем особенно протестантски упорного? А про 90-е - это да, конечно.
- Хм, я только сейчас заметила слово «симулякр» - что характерно. Тогда, в общем, да. Хотя слово «протестантское» применительно к Газданову все равно не очень понятно.
- Вопрос касается Гайто Газданова или симулякра «Газданов»? А?
- Нет, я же говорю: не обратила внимание на слово «симулякр», симулякры - они такие, если Вы имеете в виду представления о Газданове и представления о протестантизме, тогда все понятно.
- Да и вся любовь, поди, построена на чувствах к придуманным образам. И ничего в этом страшного нет.
- Я и не просила объяснить, я просила описать - Вы же ответили. За что Вам спасибо. Про Поплавского мне особенно в тему. Про всю любовь я как-то не готова.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments