- Вот мы сейчас заговорили о власти. И тогда, и сейчас совершенно понятно, что в год смуты, если ты ненавидишь новую власть - что, бросится на следователя и откусить ему нос? Кричать, что, дескать, скоро мы вас всех на фонарях перевешаем?
- Ну да, те, кто увлекался героическими и опасными жестами, обычно исчезали первыми.
- Но тут все как то странно выходит - иногда простое желание выжить потом вменяется как трусость или подхалимство.
- Есть такая фраза, об авторстве которой спорят: "Если я уступаю дорогу автобусу, то делаю это не из-за трусости".
- Вспомнила вдруг страшную книжку "Дети- герои". А вот скажите, в случае вторжения иностранных автобусов - тоже уступать?
- Сразу видно, что военная подготовка уже чужда массам. Иностранный автобус нужно пропустить над окопом, а после этого метнуть бутылку с горючей жидкостью, целясь в решётку двигателя на корме.
- А если в иностранном автобусе сидят иностранные дети, которые тоже как бы вроде герои?
- Надо тогда помочь стать им героями.
- Какие интересные правила дорожного движения - своим автобусам уступаем, чужие - мочим.
- Так часто бывает, когда чужой автобус нарушит правила движение и начнёт поворачивать не туда.
- А когда свой собственный автобус номер, скажем, 37,вместо того, что бы притормозить у остановки и радушно зашипеть дверями, терпеливо ожидая, пока войдут и выйдут пассажиры - врезается в эту самую остановку на полной скорости, разбрызгивая тела как грязь - никто не лезет немедленно в карман за бутылкой с зажигательной смесью.
- Потому что - свои...
- Не только по этому.
- Почему?
- Потому что (если уж мы раскрываем метафору до конца) нужно разбираться - что случилось. Границы были придуманы не только из экономических соображений, но и для упрощения понятий - чужак, вторгшийся с оружием на твою землю, предполагался мишенью.
Но наше время - время двойных стандартов. Если войска твоей страны снесут половину чужого государства, то для тебя это гуманитарная акция по предотвращению войн, а для них - агрессия. Свои - всегда разведчики, чужие - всегда шпионы. Нам можно, им нельзя. Этим пронизано всё - от патриотических статей до речей бывших диссидентов.
Впрочем, историю с автобусами можно закончить сакраментальным: "А если бы он вёз патроны"?
Извините, если кого обидел