Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разговоры (СCCXLV)

- Я, конечно, не воротила шоу-бизнеса, и в этой вашей медиа-жизни мало что понимаю, но вот что скажу.
Это всё про NN. У меня сложилось впечатление, что есть такая должность (Она есть в разных корпорациях, на разных телевизионных каналах), это - специальный человек, что выходит по команде в круг. Он выходит и начинает топать ногами. А вокруг стоят люди и скандируют: «Ну-бля-ну-бля-ну-бля-ну-бля!». Потихоньку человек заводится, и начинает орать. Слёзы выступают у него на глазах, а рубаха давно разорвана.
Потом он устало выходит из круга, и ему дают полиэтиленовый пакет из супермаркета, который заполнен Баблом. Он так же устало кидает его на правое сиденье своего автомобиля, и отправляется домой, чтобы почитать Мураками.
И так изо дня в день.
- Мне он больше напоминает наемную деревенскую плакальщицу. Очень почтенная творческая профессия.
- А вот не надо. Я вот видел в Архангельской области плакальщицу. Ей давали десять рублей красной ленинской бумажкой и бутылку водки - и плакала они правильно скорбно и верно. Потому как народу по деревням было мало. Она даже не плакала, а пела - и из того, что было можно понять, выходило: вот человек ушёл, и его не вернуть, но все там будем и встретимся, а человека жаль, и жаль что детей двое (она внимательно смотрела на родственников), но это тоже нечего, потому что мир велик и не без добрых людей и поднимут детей-то.
У меня скулы сводит от пасхальной идеи народа-богоносца, но деревенские плакальщицы мне милы. Что мне до того, что есть другие - я видел эту.
- Ремесло вымирает. Я видела других в Тульской области, заставлявших вспомнить «хлыстовские практики». Но Север - он вообще как-то благороднее.
- Северу в этом смысле повезло - он защищён летом мошкой и комарами, а зимой морозами - это даже не только север. Вот у меня дед из-под Вятки - крепостное право недолезло, татары не дошли - всё то же, что и в Центральной России, да немного не то.
Правда там не только ремесло вымирает. Их потом повывели - потому как народу по деревням было мало, да и всё к тому же оскотинивается, а Север просто вымирает. Вымер уж, в общем. Впрочем, я просто мизантроп - с меня тут взять нечего - я воспринимаю жизнь как герои Иоселиани из фильма «Фавориты Луны», когда ворованные картины уменьшаются в размерах и количество чашек в сервизе уменьшается так же стремительно.
- Деревенские плакальщицы, по крайней мере те, которых я видела, не имели к экзальтации никакого отношения. Потрясающе профессиональные органичные психологи, проводящие сеанс психотерапии, снимающие возможность необратимого стресса и берущие на себя, как в тренингах с масками, горчайшие и тяжелейшие функции. Они просто дают родным и близким возможность внутренней тишины и место для примирения, осмысления смерти.
Кстати, ещё насчёт обычаев, что кажутся чужестранцам причудливыми – об оставлении еды на могиле. Тут нет никаких сомнений, оставляют, это общеизвестно.
- На радость нищим и солдатам.
- Однако, ровно так же общеизвестно о ритуале тризны - обедни на могиле. Это когда едят и пьют оставшиеся в живых родичи. Я сама видела, как люди приходят на православное кладбище с едой и едят и пьют там. При этом, вполне допускаю, что где-то может локально считаться дурной приметой пить из подобной рюмки, но где-то - запросто можно, без вопросов. Как мне поведал мой информант, именно, что стал свидетелем такого ритуального выпивания.
He is at supper, not where he eats but where he is eaten.
- Нет, выпивание - несомненно. Это уж к гадалке не ходи, хлебом не корми - дай выпить на могиле.
И я на могилах пил много. Видел и участвовал в питье "с гроба" - на Девятое мая на могилу стелется рушник, стаканы, снедь всякая. Есть, кстати, известная картина Голембиевской "Бессмертие" - она, правда, несколько маскирует обстоятельства, зато включена во все каталоги советского украинского искусства (у меня есть).
А пить из оставленных рюмок не стал бы никогда.
Можно выпить из неё, налить снова - и оставить.
- Это как бьют бокалы после выпитого - после покойника никто не рискнёт опрокинуть.
- Нет, увы, вас неверно информировали. Как раз пить живому из этой рюмки не следует. Это чрезвычайно плохая примета.
- Собственно, ритуал очень старый - оставление еды на могиле, много и подробно описанный. Что интересно, по понятной причине птицам пить и есть можно. Собственно, родственники должны радоваться, что они, птицы, всё это клюют.
- Да чем нищий от птицы отличается? Разве более вонюч. С моей могилы пусть пьёт – если будет кому что оставить.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments