Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про разговоры (СCCXV)

- Удивлён я вашим ужасом от мемуаров Воронель.
- Вы уверены, что это не потому, что вы просто лучше, чем я, например, помните те времена? То есть, фельетоново-временно как раз понимаете, о чем речь? Просто у тех, кто старше, часто работать перестает чутье, что вне времени, а что на злобу дня. Я была дико изумлена, когда мой преподаватель по современной русской литературе сознался, что не чувствует разницы между искандеровскими "Кроликами и удавами" и "Созвездием Козлотура". То есть, не чувствует именно в той точке, в которой надобно определить, однодневная это сатира или долгая. Он был не способен идентифицировать очевидную для меня, например, вещь: что "Кролики" на порядок лучше, чем "Созвездие" с литературной точки зрения. С Искандером у меня вообще забавные отношения. Когда мои знакомые грузино-абхазские интеллигенты узнают, что я не без нежности отношусь к Искандеру, они полчаса бьются в падучей с воплями: "Не может быть". А я им пытаюсь объяснить, что у Искандера люблю не смысл и не текст, а энергетику человека, который с детства видел горы и виноградники. Понимаете? Это такое обостренное чутье дитяти асфальта на землю и волю.
Для меня не было "что Кабаков, что Синявский". Разницу в построении текстов я вполне себе чувствую. Я не чувствую разницы в одном: они оба не трогают меня ни за какое место. И оба не кажутся мне хоть чего-нибудь стоящими писателями, уж извините. Могу поспорить с вами на все что угодно: временем смоет обоих. Вот меня знаете, что поражает? Я больше во вкусовщину играюсь. И лингвистика, например, меня забавляет куда больше. И вот меня, не самого безвкусного читателя, поражает вот что: для моего поколения как литераторы эти люди почти исчезли, а вот та дрянь, которой я начиталась у Воронель - она осталась. Понимаете?
- Временем смоёт всё. И там где стол был яств, там гроб стоит. И Спаситель будет судить всех. А пока есть иерархия - и в ней все стоят на разных ступенях. Эта разница ощутима - если всмотреться.
- Давайте считать, что все, что находится ниже некоторой определенной ступени, я не рассматриваю, ага? А давайте не съезжать от Синявского к Спасителю, а? Такой пафос не стоит обсуждаемого литератора. Для меня и для большей части моего поколения литература, которую делали эти люди - "умерла так умерла". А то, как некрасиво они жизнь жили (живут) - осталось. Так понятней?
- Совершенно так же, отнюдь не понятней. Фигура Синявского, а он был умный человек, как раз в строю крепких литераторов второго ряда - именно потому что он умён. В каждой эпохе есть такие крепкие писатели второго ряда - без них жизнь невозможна. И Синявского я знаю очень хорошо.
А вот многих других смоет быстрее - они сейчас растворяются под дождём.
- Я ведь не против идеи исчезновения. Что ж? Правильно - и литература исчезает, прямо на глазах. Но непонятно по какому принципу вы выбрали первых учеников. Я написала свои впечатления о мемуарах Воронель и о тех, кто появляется в них в качестве персонажей. Больше никаких принципов. Перейду к мемуарам Василия Катаняна - будут другие персонажи. Надеюсь, что поприличнее. А читая про "крепкого писателя второго ряда" я скоро Лимонова полюблю, ей-Богу. Хоть живет смешно.
На самом деле меня действительно эти мемуары Воронель очень неприятно задели.
- Вы действительно не знаете истории с этими мемуарами?
- Нет. А откуда мне её знать? Я очень, очень мало связана с пишущими людьми. Максимум моего с ними общения - светские обеды и эстетские беседы в обществе. Я фамилию Воронель-то впервые в жизни увидела.
- В мемуарах Воронель (мемуарах со смещёнными акцентами - недаром за ними последовал поток разоблачений очевидцами, (как заинтересованными, так и нет)) - десятки людей. Составить себе представление об этих людях по мемуарам Воронель - всё равно что составить представление о жизни Ахматовой по речи Жданова в 1946 году. Повторяю, вы говорите очень странные вещи. Что не отменяет правильной мысли, что словесность размывается временем и многое превратилось в пар, облака и ветер.
- Я этого не знала. Что не отменяет общей неприязни к советской диссиде, уж простите. Я когда-то хотела снять документальный фильм, который бы начинался с выхода на Красную площадь восьми человек (по поводу пражских событий). Только дальше не про них рассказать, а про то, что стало с их близкими - родителями, детьми, мужьями-женами. Я кстати, не знаю, что - но полагаю, что ничего хорошего. Бюджета на этот фильм никто не дал - он не выгоден никому, никаким политическим течениям и никаким телеканалам. Но меня продолжает занимать тема фанатизма и той грани, когда человек начинает метать на алтарь идеи все и всех - не спрашивая их на то разрешения. Даже воры в советское время были порядочней по отношению к своим близким - они хоть семьи не заводили. Хотя - это мой взгляд очень со стороны. И очень из другого времени.
- Вы опять не обижайтесь, но у вас в голове ужасная каша. Я знаю подробности этого выхода на Красную площадь, причём подробности куда более шокирующие. То, что вы называете "советской диссидой" - очень сложное течение, разное в разное время, переплетение множества судеб, пушечного мяса политических баталий, мудрых мыслей, предательств, зашоренности и прочего. Я смотрю на всё это как паталогоанатом.
А вы, ужаснувшись виду дохлого тела, начинаете говорить странное и немного суетиться. Воры там у вас семьи не заводят - даже с ворами всё сложнее, чем в сказках о благородных ворах.
Ваши эмоции имеют отправной точкой сказочную книгу. То есть, Воронель ловили на сочинительстве все, кому не лень. Старик Яндекс только знает - сколько статей было по этому поводу написано. Причём это не отменяет того, что в кругах диссидентов отношения были разные, и люди разные. И много что там было.
Но, повторяю, вы сейчас будто человек, что написал: "Прочитала сейчас "Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" и речь Жданова - всё-таки, Ахматова была жутко распутная. Нет предела её падению. Жданов, наверное, не лучший человек, но надо задуматься - недаром ведь он её называет "блудницей".
- Я не думаю, что сравнение со Ждановым корректно. В любом случае все, что я когда-либо читала об отечественной диссиде, очень плохо пахло. Наверное, их нельзя собирать в одной банке, как пауков - а в эмиграции они так или иначе оказались варящимися в собственном соку.
Объясните тогда мне и моей каше - отчего я, человек, по рождению и воспитанию просто обязанный как минимум уважать этих людей, из всего, что я читала-видела-слышала о них, вынесла одну основную эмоцию - легкую брезгливость? Хотя это, наверное, касается не только диссиды... как сказал мой друг Унгард: "Каждый русский человек сам по себе очень хороший. Но как только трое русских соберутся - все, пиздец".
- Сравнение абсолютно корректно - вы взяли негодный источник (ставший притчей во языцех) и делаете эмоциональные выводы. Часть из них совпадает с действительностью, а часть удивительна. Я ведь вам о чём говорю? О том, что никто не спорит о том, что все оппозиционные движений весьма склочны.
Но: а) это не единственное их качество; б) они состоят из людей разной степени склочности; в) человек вообще нечист - как вы и я; г) а жизнь, тем не менее, прекрасна.
- С пунктом "г", несомненно, согласна. Полагаю при этом, что мы с вами люди поприличнее, ибо не считаем, к счастью, что нам всё можно, потому что мы за общее счастье боремся.
- Я не знаю почему "по рождению и воспитанию обязаны". Есть обязанности перед родителями - да, понимаю. Но преклонение по обязанности мне совершенно непонятно.
Насчёт русских мне тоже не ясно - по мне толпа любых людей вовсе не интересна. Что, собравшиеся втроём китайцы не могут быть отвратительны? Разговор всё крутится вокруг советских диссидентов (вот дивная словесная пара!). И у вас какой-то непонятный шок от того, что кто-то из них может оказаться склочником, кто-то выжигой, а кто-то интриганом. Принцессы тоже какают! О, что за открытие!
И что? Пушкин ебался с крепостными девками и имел ребёнка от Ольги Калашниковой. Крылов был обжорой. Жена декабриста, княгиня Волконская имела в Сибири связь с Поджио и прижила от него ребёнка. Юрий Гагарин что-то неожобрительное, в силу своего положения, сказал об абстракционистах. И что? Что?
Какают! Какают! К какашке надо иметь некоторую брезгливость.
К еде - возможен аппетит. К принцессе можно испытывать и более тёплое чувство.
Экая новость.
- Сообразила, почему сравнение со Ждановым мне показалось не совсем корректным. Ахматова и Жданов все же изначально из разных лагерей. Взаимоотношения поэта и власти - одна из древнейших и любимейших русских народных забав. А эти - из одной банки... С кем ебался Пушкин - его личное дело, а вы ставите в один ряд траханье Пушкина с кем-то и написание письма в ЦРУ с кляузами на неугодную газету? Вам не кажется, что половая жизнь каждого - это одна история (пока она не связана с нарушением закона), а вот явная человеческая нечистоплотность и стукачество - совершенно другая. Я же ни писала в этом посте ни слова про то, каким образом складывалась личная жизнь персонажей сиих мемуаров, хотя Воронель и по ней проехалась.
- Нет-не. Просто тут две точки приложения – во-первых, вы принимаете написанное Воронель за непреложную истину. То есть её – за беспристрастный измерительный прибор. А это не так. Но, во-вторых, даже остановившиеся часы два раза в сутки показывают верное время. А уж счастье… Понимаете, я вообще не знаю, что можно, когда борешься за своё счастье. В своё время я наделал много ужасных вещей именно ради счастья - своего и чужого. Вы и представить себе не можете, каких. Меня - смело вычёркивайте.
- А в вас я не сомневаюсь, нет. Почитала статьи по поводу этих мемуаров. Такое же нечистоплотное тявканье, только из другого угла.
- Тогда - положите трубку на стол не прерывая разговора. Спокойно вернитесь к груздям. Завершите начатое.
- Да. Если ещё раз помешают грызть грузди - забью на врожденную интеллигентность и пошлю нахуй, ага.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments