Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про разговоры (СCXX)

.


- Какой-то разговор у них получился странный. Я-то думал, что открытия типа того, что под личиной культурного европейца таится зверь, давно уже были сделаны - ещё в 1945 году. А они начали заунывно и долго это открытие обсуждать – так же уныло, как и на протяжении последних десятилетий. То есть всё это печально, но не удивительно - включая этих американцев, что ужасно удивились голым иракским хуям и начали их фотографировать. Всё это уже было – «И он, Сергей, убивает для того, чтобы приблизить день, когда на земле убивать друг друга не будут», как написал Николай Островский в своём романе «Как закалялась сталь».
- Ммм.... тут у Островского все-таки идейности многовато, не находите? Персонаж осознает, что убивает, и ощущает важность и особость сего момента: он убивает заблудших людей. Прямо как великий комиссар у Эренбурга. А мои сверчеловеки просто клопов давят.
- Я по крайней мере пытался обозначить не то мнение, что слой культуры тонок (это еще после Первой мировой стало очевидно), а что наряду с доктором Джекилом в человеке есть еще мистер Хайд, который имеет сознание совершенно нечеловеческое.
- У кого-то из старых фантастов был рассказ про то, как космонавты в космосе двигались, и им засаживали в подсознание вторую личность, которая была очень стрессоустойчива. И так продолжалось до серьезной катастрофы, в которых выяснялось, что им засадили туда еще и третью аварийную и абсолютно отмороженную личность, которая знала только один раздражитель - боль - и могла себе руку наживую отрезать, если так можно было корабль спасти. Вот мне что-то такое виделось.
- Ну, про Джекина и Хайда открыли ещё в девятнадцатом веке - это, соббственно, главная признаваемая заслуга как раз русской литературы.
Нет, именно Аннинского не читал. А что там?
- Краткое резюме таково: "Как закалялась сталь" - квинтэссенция анабаптизма.
- В смысле? Это довольно неясное для меня утверждение.
- В прямом: он отслеживает параллели между религиозным пафосом Мюнцера и миросозерцанием протагонистов "Стали".
- Ну, я честно говоря, с осторожностью отношусь к таким параллелям. Тем более (я не большой тут специалист), мне казалось, что анабаптисты считали, что в каждом человеке внутри сидит Божественный дух и дурно относились к корпоративным церковным законам. А Корчагин как раз считает, что высшее предназначение - исполнить внешнюю волю, корпоративный закон. Тут, мне кажется, некоторая натяжка. Впрочем, все реформаторские движения чем-то да и схожи - это-то не секрет.
- Я точно не помню... да и про анабаптистов помню только то, что не попало в книгу Ал. Алтаева "Под знаменем башмака" - а именно, как они, захватив Мюнстер, пустили в Рейн 50 000 трупов недостаточно праведных обывателей за несколько недель. Такой холокост XVI века в отдельно взятом городе.
- Да это-то и понятно. Не понятно, что он за анабаптистов взялися. Почему именно за их. Спору нет, можно не только перекрещенцев (их так наши ригористы называли), но и просто баптистов до кучи навалить. Похожесть проста - мучительное ожидание пришествия (близкий коммунизм), страдание (геройские подвиги), и проч., и проч. Но ведь в действительности всё сложнее, да.
- Я его книгу читал едва ли не по выходе, так что, правду сказать, детали уже не помню... Лучше вы её как-нибудь сами прочтите.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments