Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про ностальгию (VI)

Ветер рвал волосы – тогда ещё у меня были волосы. Я задирал голову и смотрел на гигантскую женщину, сушившую на ветру лавровую ветвь. Не так у этой женщины отобрали русского пришлого мужика и сбили с постамента золочёные буквы, образовавшие фамилии советских солдат. И теперь она стояла одинокая, но гордая.
На самом деле скульптура была сочинена в память о погибшем сыне Хорти, который был лётчиком, и должна была держать в руках не ветку, а пропеллер. Ну да Бог с ней, с одиночеством и золотыми буквами, из которых всё равно не сложишь слово «вечность».

У Филлипса в «Праге» довольно много повторов, не нужных и мучительных объяснений. Ностальгия ведь - что супружеская измена. Когда тебя застукали, бессмысленно и унизительно повторять фразы, что затвержены из кинематографа «Это совсем не то, что ты думаешь», «мне так жаль», и прочий словесный мусор.
Говорили, что в какой-то момент Хемингуэю какие-то критики присудили премию за лучшее описание женщины. Это было как раз в том романе, с которым потом сравнивали «Прагу».
Хемингуэй не вёл отсчёт подробностям, он швырнул в лицо читателю метафору – да и дело с концом.
Вот тебе рифма, ты ждал.
Это место в классическом романе я могу обнаружить: «Она стояла у стойки, держа стакан в руке, и я видел, что Роберт Кон смотрит на нее. Так, вероятно, смотрел его соотечественник, когда увидел землю обетованную. Кон, разумеется, был много моложе. Но взгляд его выражал то же нетерпеливое, требовательное ожидание.
Брет - в закрытом джемпере, суконной юбке, остриженная под мальчишку, - была необыкновенно хороша. С этого все и началось. Округлостью линий она напоминала корпус гоночной яхты, и шерстяной джемпер не скрывал ни одного изгиба
».
Правдивых свидетельств о заочном соревновании писателей я не знаю.
Ностальгия – куда боле жёсткое чувство, чем любовь.
Оно допускает перечисление деталей, но отнимает право на точный пересказ эмоций. Мы знали когда-то разницу между блатными пластмассовыми октябрятскими звёздочками и обычными металлическими. На одних Ленин глядел с чёрно-белой кладбищенской фотографии, а на других – курчавился золочёным металлом. С ними была своя беда - звёздочка эта быстро отрывалась от булавки. Начнёшь драться во дворе, замесишь врагов как квашню, ан - глядь, тебя из октябрят уже кто-то разжаловал в беспартийные школьники.
Говорили, что колючие лучи пластмассовых звёздочек тачают подпольные предприниматели – грузинские цеховики.
Но пересказ того, что возникает в голове при воспоминании об уколе красного пластмассового луча, невозможен.
Читатель или собеседник должен додумать всё сам.
Вечность не складывается из ностальгических букв – за ней, как за дурнем-ямщиков, полночной порой, зимним полем, страшной стаей несутся волки политической конъюнктуры, разницы языков и несовпадения жизненного опыта.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments