Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про рецензии (1)

С рецензиями ещё интересно вот что: безотносительно формы (об этом можно поговорить и потом) рецензии делятся по цели.
Внутренние - отвечающие на вопрос, что дальше делать с текстом. Это не обязательно рецензхии в издательстве, но и результат работы рецензентов на многочисленных конкурсах.
Рекламные (антирекламные) - отвечающие на вопрос купить-не-купить текст. Хотя весь мой опыт говорит, что газетно-журнальная рецензия вообще никак не влияет на объёмы продаж книг. Говорить про рекламные рецензии не интересно - они похожи на тосты в гостях у тёщи. Они, кажется, написаны одинаково, и даже набраны одним и тем же шрифтом (с).
Литературные рецензии - это эссе, притворившиеся рецензиями. Тут всё дело в том, как её написать - иногда автор начинает вспоминать сладостные мгновения жизни, утрату невинности, или награждение орденом. А иногда он пишет самостоятельный текст, имеющий отправной точкой книгу - то есть, текст оказывается шире, чем объяснение, что это за книга, да иногда и шире самой книги. Некоторые объекты рецензий нам известны только благодаря тому, что про них написал Пушкин. Спустя сто лет Оруэлл пишет чудесные рецензии, вполне самостоятельные эссе - начнёт про то, молоко ли лить в чай, чай ли в молоко - а закончит тем, что придёт тирания и откусит всем головы по самый хвост.
Литературная рецензия хорошо читается после книги - как закуска.
Этих чувств рецензента бояться не надо - хорошо написал, чемсть ему и хвала, оказались его рефлексии никому не интересными - вон, прочь газету со стола. Всего-то делов.
Есть ещё один тип рецензий. Я только что рассказывал о нём, процитировав даже сказку про Великого Завистника.
Книг стало много, а нашей жизни - обидно мало.
Чеверть века назад можно было читать весь толстстый журнал, да что там - я знавал людей, что читали все толстые журналы. Что-то, конечно выпадало из полного списка - какая-нибудь "Литературная Грузия" (вполне тогда интересное и фрондёрское в чем-то издание), но - все московские были в обойме чтения. Сейчас никто, даже критик Н., не может себе этого позволить.
И вот рецензен оказывается не только зазывалой, а просто пересказчиком. Нужно ввести в рецензию одну-две метафоры, их будут повторять, а страницы книги никто не раскроет, даже если она всё-таки куплена. Вместо долгих ссылок на французскую философию можно использовать знаменитую фразу Пелевина о банде конокрадов - больше ниченго не нужно.
Понятно, что никаких "объективных" рецензий нет.
Впрочем, есть одна форма - называется "выходные данные". Из них можно узнать ISBN, количество страниц, издателя... Да только всё равно с тиражом все врут - такое время.

Есть ещё одна интересная история - рефлексия второго и третьего порядка. Но это совсем иная история.









Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments