исключившему меня из литературного кружка - с любовью, глубочайшим уважением,
непреходящим восхищением и совершеннейшей преданностью этой работе.
Метро можно описывать по-разному. Можно сделать нечто изящное – вроде знаменитого рассказа Дейча «Лента Мёбиуса», где в силу топологических свойств линий метрополитена пропадает поезд, а можно наплодить миров наподобие игры «DOOM-2».
Я обещал рассказать про "Метро 2033". Книга Глуховского несколько лет назад уже лежала в Сети, потом дописывалась, и, наконец, приобрела нынешний вид, и соберёт свою кассу и свою аудиторию.
Моё дело разобраться с тем, почему она мне не нравится.
В «Метро 2033» есть как бы три пласта повествования – первый, это описания московской подземной цивилизации спустя тридцать лет после ядерного катаклизма. Каждая станция метрополитена превратилась в государство – они вступают в союзы, ведут войны или объединяются. Вместо денег используются патроны, жизнь угрюма, а из северных тоннелей прёт неведомая живность. Главный герой отправляется в странствие по станциям, что твой Телемак, находит законсервированные ракетные установки и уничтожает с товарищами опасность. Буквально на нескольких последних страницах неведомая живность пытается вступить в ментальный контакт с героем, но поздно – на неё уже свалился боезапас системы залпового огня. (Это такой мотив «Соляриса», живой океан которого, по недомыслию мучили жёстким излучением).
В этом сюжете есть политический гротеск (коммунисты воюют внутри метро с капиталистами, отбиваются фашисты, бродят неоязычники и Свидетели Иеговы – кому хочется послевкусия «Москвы 2042» Войновича – вперёд.
Второй слой – это рассуждения о Сущем в духе Ричарда Баха и Павлухи Паэлья. Встанут герои посреди станции, будто накушавшись пейота, и ну – размышлять об Абстрактном.
Третий слой этой книги лежит вне страниц. Дело в том, что несколько лет назад она выкладывалась в Сети белыми буквами по чёрному фону. Читать это можно было под загружающуюся музыку – подпёртую у Chemical Brothers. Поглавная Сетевая публикация – дело нередкое: это использование явных и неявных «бета-тестировщиков», то есть, добровольных и бесплатных помощников, вылавливающих ошибки, дающих советы и рекомендации.
Беда тут вот в чём – если не ошибок, то условностей тут довольно много. За тридцать лет откуда ни возьмись, наплодились толпы мутантов – на обломках высотных зданий даже сидят настоящие птеродактили. Ну, это понятно – чужие с утра трахнутся, к обеду отложат яйца. А к ужину утроят популяцию. Число людей, живущих в подземке огромно – его не истощают ни войны, ни каждодневные убийства. У них до сих пор работают довоенные батарейки, и запас патронной валюты нескончаем.
Всё это повествование напоминает новеллизацию множества фильмов, где герои бегают по подземным коридорам и Мила Йовович палит с двух рук в бешеных собак. Да что там фильмы! Дюк Ньюкем в «DOOM-2».
Говорят, что теперь будет дописан сиквел – с объяснениями и продолжениями – подобно тому, как добавляют новые, бонусные уровни в игры-стрелялки.
Это нормальная индустрия стрелялок – недаром на обложке спецназ, удивительно похожий на героев одноимённого сериала. Слева, кажется – актёр Алексей Кравченко.
Ну, и крысы внизу.
Вполне себе мутанты – круг замкнулся.
Что до темы метро, так я расскажу историю из знаменитого романа про капитана Врунгеля. Там, в частности, он сбежал от настоящих итальянских фашистов. Спас их Фукс, что прорастил целое поле спагетти, поливая его спиртом, которым обпились итальянцы.
- Ну, - говорил Врунгель, - Фукс, вам бы агрономом быть, а не матросом. Как это вы достигли такого совершенства? Ведь это чудо, чтобы макароны проросли.
- Никакого чуда, Христофор Бонифатьевич, просто ловкость рук, - отвечал Фукс. - У меня горсточка овса осталась в кармане, а с овсом не то что макароны - окурки и те взойдут.
Так вот – тема метро, это овёс, с которым прорастет что угодно. И политическая сатира, и чайка по имени Джонатан Лингвистон, и пародии на «Солярис», и новеллизация страшилок.
Извините, если кого обидел