Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про метро.

Ну, понятно, что метро - вещь мистическая.
Причём для мистики нужны два условия - чтобы была тайна, и чтобы эта тайна не лежала слишком далеко. Слишком далеко лежащая тайна не может быть товаром.
А тут - всё в порядке. Черное жерло тоннеля есть, какие-то огоньки за чёрным стеклом проскакивают? Есть, проскакивают. Верите в подземные бункеры? Верим!
Тут, при таком сочетании, и случается культурный успех.
А уж разглядывание фотографических альбомов тоже приводит к мысли о мифологичности московского метрополитена. Ночная съёмка на станциях с большой выдержкой играет странную шутку со зрителем - на фотографиях присутствуют странные прозрачные тени, сквозь которые просвечивает мрамор колонн.
Для наблюдателя остаётся загадкой - кто эти люди, может, именно эти прозрачные существа - души погибших пассажиров.

Символом стало именно транспортное сооружение, станция на пути к светлому будущему. Гильгамеш проходит подземным путем бога Солнца Шамаша, будто соглядатай в туннеле: “Темно-темно... Дыхание ветра коснулось. А там рощу из каменьев увидев: Сердолик плоды приносит, гроздьями увешан. Лазурит растёт листвою, плодоносит даже. На вид забавен.” . Это картина, что последовательно видет пассажир, подъезжая к станции. Первый штрих - это тема зиккурата, ступенчатой башни, что привязана к главному сооружению страны - ассиметричному зиккурату-мавзолею. Это высотные здания, которые, как и зиккураты Двуречья, были опорными точками перспективы города. Станции мметро - это минус-высотки.
Вторая черта Двуречья - барельефы и узоры станции с древней глиптикой, в частности с “парчовым” узором печатей-валиков. Ленточный барельеф на станции “Новокузнецкая” как будто прокатан гигантским валиком, фигуры на нём повторяются из сюжета в сюжет.
Папирусообразные колонны станции “Кропоткинская” повторяют колонны в Египетском дворике находящегося рядом Музея Изобразительных Искусств. Прямоугольное пространство островных станций первой очереди напоминает внутренность погребальной камеры, правда, к ней приделаны рельсы, и открывается дорога - к светлому будущему в стране мёртвых? Ещё большее сходство с некроархитектурой досужий пассажир может отметить рассматривая огромные двери, отсекающие станцию от наземного мира в случае апокалиптического ядерного нападения. Мало кто видел их закрытыми, но всё равно они оставили неизгладимый след в воображении. Это отделение мира живых от мира мёртвых

В стиле метро есть излом 1943 года, когда сгинул Коминтерн, в армии были введены погоны, Сталин сменил свой защитный френч на белый с золотом китель, став похож на настоящего императора, и вместо того, чтобы сажать за “русский национализм”стали брать за космополитизм.
Исчезло стремление к интернационализму в архитектуре, свершился, так сказать переход со станции “Комсомольская-радиальная” на станцию “Комсомольская-кольцевая”.
Ни одна из построенных в предвоенные годы станций не была национальной по стилю. Вненациональная мифология заменяется на вполне национальную империю. "Комсомольскую-кольцевую" сдали в эксплуатацию 30 января 1952 года.
А через год умер Сталин, и стиль снова поменялся.


Ладно. Сейчас я расскажу про масскульт метро... Про "Обитель зла" и политические сатиры.

Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments