Все остальные точно описывались фразой горячо любимого мной Виктора Шкловского: "Много где я был, много что видел. А война состоит из большого взаимного неумения". А Шкловскому можно верить, как одному из организаторов нескольких переворотов, один из которых произошёл как раз в Киеве.
Но как раз хорошая организация, слишком хорошая организация мне немного тревожила. Потому что при ней наблюдатель со стороны не может понять, где кончается энтузиазм народных масс, и где начинается хорошая профессиональная работа организаторов. Всякие скандалы с финансированием извне будут потом и они мне сейчас не интересны. Главное, что цель была достигнута, а политика всегда цинична.
Единственое, что заставило меня крепко задуматься - это история с русским спецназом.
Это если кто не помнит, история про то, что в Киеве приземлились два самолёта с русским спецназом, и вот он как бы уже наступает, и надо успеть, чтобы его опередить. Чуть ли не Тимошенко обнаруживает этот спецназ в резиденции Кучмы, и предупрежает об этом народные массы.
Слава Богу, к этому моменту уже существовал Живой Журнал и я читал сообщения некоей украинской девушки, которая просто захлёбывалась, рассказывая, что вот он, есть. И некоторые другие люди, которых я знаю лично, говорили - да-да, всенепременно есть. Тогда я стал спрашивать разных людей, и в том числе эту девушку. Я спрашивал:
- Вы не могли бы прояснить это дело. Потому что все знают, что кто-то видел русский спецназ, но никто ничего не говорит определённого. Кто видел, где он был точно, и где сейчас, и в каком виде? Это всё совершенно непонятно. "Все знают" - это е очень хороший ответ. Не говоря уж о том, что "все знают" что Есенина убили, американцы никогда не были на Луне, а инопланетяне сидят до сих пор под арестом на базе USAF в Неваде. Это я вам не в обиду говорю, честно-честно. Просто мне хотелось бы персоналий - а безличные и неопределённо личные предложения вносят ужасную сумятицу. Вроде как дневник капитана "Я снялся с якоря, я вошёл в устье реки, мы сели на мель". То есть, если русского спецназа нет, то солгали какие-то безличные "они".
Так кто видел, что видел? Мой вопрос без подвоха. Я действительно интересуюсь.
Девушка отвечала:
- Российский спецназ переодет в нашу форму. Я устала спорить. Закрываем дискуссию. Верьте себе, так удобнее.
А, скажем, другие люди, москвичи, мне говорили:
- Ничего достоверного за то, что эти хмыри из нашего МВД там собираются с кем-то воевать. Думаю, это просто "символическая поддержка", и стрелять они там в последнюю очередь в кого-то собираются, хоть Кучму режь.
Я печально спрашивал этих москвичей:
- Понимаете, вместо того, что бы сказать "никакой достоверной информации о русском спецназе, выполняющей указания Януковича" нет, вы тоже говорите длинную тираду в духе "немножко беременна". Что значит "вроде да"? Это как? Поелику это одна из самых обсуждаемых тем, а сдаётся мне, никто за базар не отвечает.
Если туда действительно отправлен русский спецназ, то это неумное решение, это в конце концов позор Российской Федерации, и мой отчасти - как гражданина Российской Федерации. А если нету там никакого направленного туда спецназа, то кто извинится передо мной, как перед гражданином означенной Российской Федерации?
А то получается как с одной моей бывшей родственницей Мэри Моисеевной, которая дребезжащим старческим голоском мне сказала за ужином:
- Знаете, Владимир Сергеевич, я сегодня иду мимо метро "Новокузнецкая". Смотрю какой-то молодой человек пьяный в луже лежит. Думала - вы, а присмотрелась - не вы...
Ничего мне никто толком не ответил. Лишь под конец мне сказали совсем чудесное - "Сведения подтверждаются более или менее".
Но это, собственно, не имеет никакого отношения к Оранжевой революции. Это просто повод рассказать о том, как эти события позволили сформулировать важную для меня мысль о праве на высказывание. Это мысль о том, что личное, частное слово важнее, чем голос телевизора - ты сам открыл рот, посмотрел в глаза, начал говорить человеку, повторять чьи-то слова... Всё, отсчёт кармы пошёл.
А с телевизора какой спрос?
Никакого. Десять кило пластмассы и проводов. Что с них взять?
Извините, если кого обидел