Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про код (продолженние)

Как я уже говорил, я довольно поздно прочитал книжку; "Код да Винчи".
При этом я обнаружил, что прохлопал несколько важных превращений в массовой культуре. Но обо всём по-порядку.
Итак, оказалось, что книжек про код довольно много - такое впечатление, что в каком-то метафизическом инкубаторе сбежала сумасшедшая курица, программа её сбилась и она нести книжки про тайны знаменитого итальянца ящиками - будто роковые яйца.
Это не говоря уже о Брауне, у которого я прочитал "Ангелов и демонов" - книгу настолько плохую, насколько и смешную. То есть, даже не смешную, а похожую на слова, с которыми к тебе подваливает на улице оборванец - "Дорогой прохожий, извини, что я к тебе обращаюсь...".
И ты уже знаешь о нём всё - что сам он не местный, что дом его сгорел, ты знаешь где он живёт и что с документами. Привет дедушке, как его плоскостопие, кстати?
Модель криптологического романа очень проста - она похожа на рецепт ненавидимых мной коктейлей.
Первый ингредиент - тайна. Но тайна не настоящая, она должна быть похожа на секрет Полишинеля - чтобы обыватель хлопнул себя по лбу: "Ёпта! Как это я?! Все знают, а я прохлопал! Хожу мимо этого дома, сто раз видел эту картину - а вон, в чём дело!"... Что типа истории про памятник Дзержинскому, что Берия заменил другим, отлитым из чистого золота, что взяли в счёт репараций у немцев. Так золотой Дзержинский и стоял посреди площади, и, понятно, подойти к нему никакой возможности не было.
А потом памятник распилили как гири. А кто не верит, тот пусть сходит и посмотрит - есть он там или нет. И не спрашивает ничего потом про приватизацию и Чубайса.
Так подпиздили Золото Партии, да.

Второй ингредиент - это детективный сюжет. Это Вениамину Каверину можно было выёбываться в "Исполнении желаний" о красоте кабинетной работы и архивных открытиях. Ираклий Андронников уже носился по городам и весям. Дело в том, что нормальному читателю нужно красивых живчиков на фоне красивных ландшафтов.
Не Джеймс Бонд, но всё же - как не побегать новым героям-интеллектуалам по улицам от полиции (Положительные герои всегда бегают от полиции), не покататься свизгом тормозов и запахом горелых покрышек, не послушать как поют пули над головой.

Третья составная часть - это любовь-морковь. Дело в том, что если кто помнит, фраза Мезальянсовой насчёт красивых живчиков и ландшафтов заканчивалась словами "... и прочее буржуазное разложение".
Без Лары Крофт, то есть Лары Soft тоже выйдет неважно - оттого в романе всегда появляется физически подготовленная интеллектуалка. Брауну, правда, пришлось в каждом романе вводить новую тётьку, что делает его романы действительно пародией на бондиану. Про интеллектуальных девок я лучше потом расскажу (когда успокоюсь).

Но теперь самое интересное - четвёртая часть, почти лишняя. Все эти романы - суть популярные учебники. Герои то и дело замирают посреди улицы и читают лекции о тайных сообществах, меняя обоймы в перестрелке объясняют принцип действия затвора. Зазвонит в кармане телефон, так не стесняясь банды негодяев вокруг, героиня расскажет своему суженому о том, как устроена литиевая батарейка, сколько у неё циклов заряда, как по соте вычислить местонахождение владельца телефона и проч.
Это, бля, я "Криптономикону" пенял за унылые многостраничные рецепты кукурузных хлопьев и технологию яичницы.
Нет, именно прочитав "Код да Винчи" огромное количество людей узнало, чо кроме "Монны Лизы" да Винчи ещё нарисовал "Тайную Вечерю".

Нет, пойду в лабаз за успокоительным, а потом продолжу.


Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments