Наконец, разрыв состоялся, но Петровская продолжала жизнь с несмываемым клеймом Ренаты. Так и называется поминальный очерк о ней, написанный Ходасевичем. Рената отравилась газом в нищей парижской квартире февральской ночью 1928 года. Брюсов умер в 1924 – за десять лет до Белого.
Это очень грустная история.
Но не самими смертями – к тому времени все привыкли к крови, и поэтами часто мостили овраги. Это история про то, как время смывает позёрство – словно грязной тряпкой протирая стекло. Стекло всё равно в разводах, следы не утеряны – но всё покрывает клеёнчатым саваном безжалостное забвение.
И никакой алхимией не спастись, ничего не сделать. Вот сочинённая полвека спустя профессорская магия "Властелина Колец" оказалась куда прочнее.
Кстати, отдельным изданием «Огненный ангел» вышел отдельным изданием в 1909 году – со средневековыми гравюрами в качестве иллюстраций. Сейчас, кажется, печатают новое издание, что вполне точно передаёт тогдашнюю популярность романа – что-то вроде настоящей тиражной эзотерической книги. Популярная эзотерика в переплёте из чёрного сафяна и кожи. А замена аутентичных гравюр на новые иллюстрации, похожие на подростковые акварели, передаёт дух поп-эзотерики Брюсова.
Извините, если кого обидел.