Основополагающей книги нет. Поэтому найдёшь что – всё радость. Я как-то обнаружил путеводитель по водке. Бумага толстая – почти альбом, фотографии соответственные, печать в Словакии. Это скрещение книги и приличного глянцевого журнала. Мужского, разумеется – хотя водка у нас женского рода и потребители её далеко не все носят усы и бороды. Как в гламурном журнале – внушительный рекламный сегмент (Это такое свойство современных книжек об алкогольных напитках, где между страниц вклейки спонсоров – не избежала этого в своё время и вполне приличная книжка об абсенте Беккера, которую выпускало «НЛО»).
С другой стороны, у меня нет никаких претензий к глянцу и модным энциклопедиям.
Со временем вся эта реклама превращается в подобие факта истории – точно так же, как и надписи «Летайте самолётами «Аэрофлота»» и «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». Чуть-чуть - лет двадцать - и эта реклама если не субъект искусства, то ностальгическое воспоминание. Ликёро-водочные этикетки и советские плакаты, водитель, не пей за рулём, злодейка с наклейкой, папа, тебя ждут дома.
То, что в рюмке отчего-то известно меньше, чем то, что в бокале. Всё известно мало – история продукта, технология производства, современные производители. Водка употребляется у нас повсеместно, очень мало людей осведомлено не то что об истории (по этому поводу было много публикаций), но о том, что они собственно пьют.
Меж тем, процесс приготовления водки чрезвычайно сложен и сравним с винодельческим – сначала приготовление солода, затем переработка сырья; приготовление солодового молока для крахмалосодержащего сырья; затирание основного затора (то есть процесс превращения крахмала в сахара)... Потом происходит брожение основного затора (получение бражки, при котором сахар переходит в спирт), её перегонка, очистка спирта и, наконец, бутилирование. Подробности процесса от стадии к стадии всё меньше раскрываются производителями. Чем тоньше вкус, чем специфичнее брэнд, тем глуше говорят о технологиях заводчики.
Ну, что об этом говорить, когда общественность не очень понимает, что, собственно, пьёт. Ну, смесь спирта с водой – это понятно. Численное значение стандарта крепости в сорок оборотов-градусов был не случаен. Бородатый химик, увидевший во сне загадочную таблицу в 1864 году защитил диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водою». Менделеев описал типы смесей спирта с водой, по трём типам гидратов, иначе по преобладанию определённых «сцепок» молекул. Сцепки разнятся тем, что на одну молекулу спирта могут приходится в первом случае - одна, в о втором - три, в третьем - двенадцать молекул воды. Если смесь крепче 40 градусов – то преобладают сцепки с одной молекулой воды, вязкость повышена, во рту сушит, если меньше, то преобладают сцепки, где на молекулу спирта приходится двенадцать молекул воды. Это наоборот, разочаровывает, кажется, что счастье украдено, а, говоря о химии, скажем - вязкость низка. А посередине, в сорокаградусной смеси – основная часть молекул спирта связана с тремя молекулами воды – мир, радость, и в человецах благоволение.
Собственно, не Менделеев открыл этот стандарт, стандарт экспериментальным путём был выведен и раньше. Менделеев вошёл в историю водки тем, что объяснил его и всемерно насаждал. И, наконец, нужно знать, как должна выглядеть идеальная ёмкость для водки. А выглядеть она должна так – это небольших размеров стопка, без дурацкой ножки, с широким дном, хорошо ложащаяся в пальцы.
Взял, перекрестился, да выпил.
Извините, если кого обидел.