Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про возвращённую прозу.

Газданов очень интересный писатель. Как писатель – он сплав традиций классической русской литературы и беллетристики. Он к тому же сплав Запада и Востока – осетин по рождению (по-осетински, впрочем, не говоривший) и имя его пишут по-разному – то Гайто, то Георгий. Он, эмигрировав юношей, вполне состоялся именно на французской земле.
Блестяще владевший французским языком, трудолюбивый, он стал настоящим «русским шофёром» - из тех, что описывает Хемингуэй. Кому что, а ночные дороги парижских шофёров – достойная книга. В литературе Газданов поднял себя сам – не диаспора, не литературный кружок, он сам сделал себя писателем. Девять романов, четыре десятка рассказов – жизнь решена и состоялась.
Пережив войну, он двадцать лет был сотрудником «Радио Свобода», парижским корреспондентом, а затем директором русской службы, чтобы умереть в Мюнхене в 1971 году.
Россия – Константинополь – Париж – Германия – Сен-Женевьев де Буа. Всё как у порядочных людей.
Особенность книг Газданова в том, что по его фамилии проходит особый водораздел – Газданов становится крайним общественно известным писателем. Его ровесник Борис Поплавский - импульсивный и безалаберный поэт и прозаик, умерший, как сказали бы сейчас, от передоза, в 1935-ом, - уже известен только специалистам. Этот в некотором смысле творческий антипод Газданова так же интересен, как и забыт.
Газданов оказался востребован оттого, что помимо литературных, есть и другие компоненты успеха. То самое высокое качество беллетристики, рассудочный и вкусный русский язык, радостный читателю. Экзистенциальность его прозы, что приближает его к Западу, и русская речь – след Востока.
Была и особая специфика судьбы – Газданов оказался своего рода «Белым Гайдаром» (Аркадий Голиков, кстати, младше его всего на полтора месяца). Газданов перед бегством армии в Константинополь успел повоевать с красными. В этой кровавой колбе родилось новое поколение русской литературы.
И ещё одно – этот писатель прожил долгую жизнь, что для писателя важно - эта максима работает и вне России.
Наконец, «паспортная» национальность - в Осетии он считается писателем национальным.
Но повышенный интерес к литературе эмиграции у филологов и литературоведов имеет оборотную сторону.
Это всё напоминало деятельность одной организации, что вывозила евреев из России на их историческую родину. Сначала с трудом вывезли правильных евреев, потом вывезли иных, потом правильные совсем закончились. Но организация уже разветвила руки своих региональных отделений, и ей не очень хотелось сократиться «за выполнением миссии». Поэтому она продолжала поставлять на землю Обетованную уже неправильных евреев, а потом и не евреев. То есть, посмотришь на него – чорт знает, что такое, не гарбуз и не репа. Непонятно что, но везти кого-то надо.
Так и литературоведы воспитанные восьмидесятыми, безумным спросом на возвращённую литературу, продолжали выдавать «на гора» всё новых и новых писателей, что легли в польскую, французскую, китайскую и американскую землю. Они извлекают из архивов рассказы и стихи, главным качеством которых привязка к диаспоре. Эти тексты прочтут только два раза – цитируя на докладе, второй раз, шевеля губами, пробормочет старушка-корректор, когда выйдет академический сборник тиражом в три сотни.
Газданов оказывается как бы на склоне холма, на гребне которого его признанные классики – Бунин да Набоков, а если сделать шаг дальше по склону холма русской эмигрантской литературы – нечитаемое, неразличимое. Не оттого, что уж так плохо писали, но оттого, что не нужно.
Нет загадочного «широкого» читателя у Бунина, что говорить о Терапиано и Фельзене.
Это напоминает ситуацию с проходным экзаменационным баллом в институт. И те, кто недобрал этих баллов, ничуть, может, и не хуже. Может, задатки их круче, чем у тех, кому вручили студенческий билет. Наверняка в каждом из непрошедших – свой огромный мир.
Но приняли не их, а других.
У Газданова этот балл проходной, необходимый для известности, был. Он – на грани, без запаса, но в основном списке.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments