
...Поэт, а Твардовский был большим поэтом, нашёл очень правильные слова — абстрактные идеи заносит песком насущных дел. Жизнь побеждает отвлечённую идею. А эти два проекта — дом-кладбище и дом-храм — удивительный пример чистой абстракции. Вещей, ставших ненужными практически мгновенно, даже до осуществления.
Вот сталинские высотки — вещь тоже помпезная, дорогая, но была полезной с самого начала.
А тут всё похоже на чемодан без ручки. Но, даже решившись его выкинуть, об этом нельзя сказать громко. Абстрактная идея становится в этой сутолоке насущных дел чем-то вроде сильно пьющего родственника. О нем не принято говорить, но и отказаться неловко.
Итак, история этого второго Дворца Советов и Пантеона куда более загадочна эстетически и технически, чем проект Иофана. К сталинскому монументализму все привыкли, а вот зыбкая хрущёвская эстетика, стиль времени, когда социализм достиг своей высшей точки успеха (и выше уже не поднимался), до сих пор находится на какой-то периферии зрения.
А ведь именно тогда полетел в космос советский человек, и потом рапортовал перед Мавзолеем, где ещё лежал Сталин. Всё отстроилось и заколосилось, завертелось и загудело. Русский с китайцем ещё были братья навек, треть мира на политической карте окрасилась в розовый цвет, а ещё треть освободилась от колониальной зависимости и с надеждой глядела в сторону Кремля, рядом с которым уже плескалось гигиеническое море бассейна «Москва».
Далее по ссылке http://rara-rara.ru/menu-texts/dva_domika
И, чтобы два раза не вставать - автор ценит, когда ему указывают на ошибки и опечатки.
Извините, если кого обидел