Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про Нагибина №3

Итак, всё это есть и у Нагибина, есть в нём неожиданные открытия.
Вот плывут два странных приятеля на Соловецкие острова. Один приспособлен к жизни, другой - раненный на войне, обойдённый семейным счастьем, нахохленной белой вороной редактирует чужие стихи. Вот он путешествует - чуть ли не первый раз в жизни. Глядя на холодную воду Белого моря, он начинает чувствовать родство с митрополитом Филиппом - вполне в духе другой повести - «глядя на реку... можно было подумать, что столетия, отделяющие нас от незабываемого июньского утра 1215 года и мы... в платьях из домотканого сукна... Медленно отплывают тяжелые разукрашенные лодки... Медленно прокладывают они свой путь против течения, с глухим стуком ударяются о берег маленького острова... ...Иоанн сходит на берег, мы ждём, затаив дыхание, и вот громкий крик потрясает воздух, и мы знаем что большой камень (тут приходится выдать национальность автора.) английской свободы прочно лёг на своё место». Персонаж, отождествивший себя с современником исторического события тоже путешествовал не один. В лодке с ним были ещё два приятеля и собака.
Но англичанин писал о своей истории, не менее кровавой, чем русская, с лукавой иронией относился к пафосу исторических событий. Дальнейший текст таков: «Я сидел на берегу, вызывая в воображении эти сцены, когда Джордж сказал, что я уже достаточно отдохнул и не откажусь принять участие в мытье посуды».
Нагибин пишет иначе. Он пишет серьёзно. Герой измерен, взвешен, обсчитан и упакован. И оттого внимательным читателем признан очень легким.
Но, откуда ни возьмись, в повествование вламывается сон одного из двоих, засыпание в душном пространстве корабельной каюты?! Вот умащивается герой на узкой койке, закрывает глаза (я вижу это, вижу, как меняется лицо засыпающего человека)... И сразу вспоминается другой, принадлежащий уже не памяти автора, а моей - зек-бесконвойник, засыпавший так же, по старой привычке не веря в спокойный или долгий сон. Откуда ни возьмись, взялись щемящие душу строки об отце, живущем в ссылке, хватающемся за рукав сына, старике, избитом жизнью? А ведь не дай Бог никому видеть, как бьют его отца. Вдвойне не дай Бог переживать снова - над листом бумаги.
У Нагибина есть очень сильное место в автобиографической повести, когда он говорит о пустой, заваленной бездомными документами, документами, потерявшими хозяев, Москве октября - 1941 года. Будто вдруг писатель махнул рукой на благополучие и прежний свой успех, дескать, чёрт с ней, с классикой, живем однова - слушайте, что скажу!
За этой книгой был литературный скандал, какая-то невнятная перепалка, о которой никто не помнит...
Новому русскому классику не до этого - он уже ушёл туда, где на лесной поляне сияет красотой зимний дуб.
Потом, впрочем, напечатали дневник этого удачливого писателя, и в нём-то...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments