Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про то, что два раза не вставать

Вот, кстати, сегодня -Торжество Православия. Первое воскресение Великого Поста, праздник, который честный обыватель, не озабоченный подробностями, связывает с чином анафематствования.
У тех, кому больше сорока, слово "анафема" верёвочкой привязано имя Толстого. Даже в ЕГЭ есть вопрос о том, кого из писателей отлучили от церкви.

24 февраля 1901 года в «Церковных ведомостях» № 8 было опубликовано определение Святейшего Синода.
Полный текст его таков:

«Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года.

Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере в Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он -а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и -б) самой сущности веры христианской:
+1. отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого, Создателя и Промыслителя вселенной
+2. отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека
+3. отрицает Иисуса Христа как Искупителя, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения
+4. отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира
+5. отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых
+6. отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа
+7. отрицает девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
+8. отрицает девство по рождестве Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии
- 9. не признает загробной жизни
- 10. не признает мздовоздаяния;
+11. отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа
+12. ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.
Всеё сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сём свидетельствует перед всей Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.
Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь» .
При этом сам Толстой в «Ответе Синоду» от 4 апреля 1901 года признавался: «...Я действительно отрекся от Церкви, перестал выполнять её обряды... Я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человек... Я отвергаю все таинства» .
Обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев, кстати, присутствует в романе «Воскресение» и назван Торопцевым. Торопцев выходит нехорош, нехороша и церковь как институт.
В то время, когда насаждалась зыбкая советская идеологическая конструкция «разных толстых», то есть, писателя – отдельно, а философа – отдельно, то отлучение объяснялось социальным противостоянием. Почти религиозным бунтом. Любимой объяснительной цитатой был пассаж из «Критики догматического богословия», в котором Толстой писал: «Православная церковь! Я теперь с этим словом не могу уже соединить никакого другого понятия, как несколько нестриженых людей, очень самодовольных, заблудших и малообразованных, в шелку и бархате, с панагиями бриллиантовыми, называемых архиереями и митрополитами, и тысячами других нестриженых людей, находящихся в самой рабской покорности у этих десятков, занятых тем, чтобы под видом совершения каких-то таинств обманывать и обирать народ» - дескать, этого церковь простить не могла и не простила.
Далее общественная мифология для реставрации событий использует рассказ Куприна «Анафема», который раньше любили цитировать на уроках учителя литературы. Герой, дьякон Олимпий, вместо того, чтобы по распоряжению начальства предать Толстого анафеме, поёт ему «Многая лета». Велено читать: «“Протодиаконство твоё, да благословит господь Бог наш, анафемствовати богохульника и отступника от веры Христовой, блядословно отвергающего святые тайны господни болярина Льва Толстого. Во имя отца, и сына, и святаго духа”».
Но «…вдруг Олимпий почувствовал, что волосы у него на голове топорщатся в разные стороны и стали тяжелыми и жёсткими, точно из стальной проволоки. И в тот же момент с необыкновенной ясностью всплыли прекрасные слова вчерашней повести:
“...Очнувшись, Ерошка поднял голову и начал всматриваться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнём свечи и попадали в него...”
...И напрягая всю мощь своего громадного голоса, он начал торжественно:
- Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву...» . Этот рассказ впервые опубликован в 1913 году и вскоре запрещен цензурой, вновь напечатан в 1920-м, и с тех пор описанные обстоятельства укоренились в народном сознании. Тонкость в том, что в России персональное анафематствование было редкостью - последними, были, Горигорий Отрепьев и Мазепа. В 1869 году из чина убрали и имена государственных преступников - имена еретиков убрали полвеком раньше.
То есть, Святейший Синод констатировал отпадение, Толстой, в ответ на это практически отрекался сам, всеми это воспринималось, как отлучение, но было отлучением не полным, как бы не настоящим, которое представляел советский обыватель – наподобие лишение дворянства с хрустом подпиленных шпаг над головой.
В статье Гладковой «Об отлучении Льва Толстого» приводится письмо Преосвещенного Антония, митрополита Петербургского и Ладожского (Вадковского) (1846-1912) к Софье Андреевне Толстой от 16 марта 1901 года: «Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви вашего мужа, а жестоко то, что он сам с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога живаго, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж ваш, а от того, что отвратился от источника жизни вечной» .
Одним словом, Святейший Синод засвидетельствовал свершившийся факт.



______________________
Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года. «Церковные Ведомости» 24 февраля 1901.
Толстой Л. Ответ на определение синода от 20-22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма // Полное собрание сочинений в 90 т., т. 34. – М.: Академия наук СССР, 1952. С. 245-253.
Толстой Л. Исследование догматического богословия // Полное собрание сочинений в 90 т., т. 23. – М.: Академия наук СССР, 1952. С. 295.
Куприн А. Анафема // Собрание сочинений в 9-ти т. т.5. – М.: Правда, 1964. С. 323-325.
Гладкова Л. «Об отлучении Льва Толстого». По материалам семейной хроники. Октябрь. № 9/1993 С.184-190.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments