Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать



Социальные сети вообще, и фейсбук в частности - зеркало всех русских революций, да и, собственно, человеческой жизни.
В этом же зеркале отражается и судьба написанного текста, то есть - изречённой мысли.
К примеру, автор пишет прозу (да, так чаще всего и бывает, у поэтов обычно свои норки) и выкладывает текст в свой facebook.
Но прозы его никто не читает, потому что так устроен фейсбук.
Нет, раньше в Живом Журнале авторы что только не делали - плодили ботов, что их комментировали, участвовали в каких-то рейтингах - суетились, одним словом. В facebook'e суетиться бессмысленно - там хуй проссышь, как устроен тот алгоритм, который решает показывать или не показывать этот текст не то что публике - друзьям и подписчикам.
Будто сумасшедший издатель вдруг передумал и решил отправить весь уже отпечатанный тираж под нож.
Я общался с издателями, и доложу вам, что такие случаи крайне редки.
Всё-таки издатели по-своему рациональны.
А вот facebook рационален, как сама жизнь - безжалостно и равнодушно.
На самом деле, тут есть интересный повод для размышлений.
Система Общественного договора писателя с обществом сейчас другая, нежели, чем в то время, когда литература-общественный-институт набрала свой символмический капитал.
В старой ситуации, когда две трети населения были неграмотными, то запрос на производство-чтение был один, а сейчас - другой.
При этом (это уж если продолжить тему спорта), была показательная история с чиновником высокого ранга, чуть ли не министром спорта, который сказал (когда очередных наших соотечественников засудили на какой-то очередной Олимпиаде), что, дескать, тогда нам нужно побеждать с отрывом не в две сотых секунды, а в минуту, чтоб никто рот на нас не разевал.
Понятно, что этот чиновник был некомпетентен, он не догадывался, что с шестидесятых годов счёт идёт на десятые доли секунды и сотые, потому что предел выбран.
В литературе мы имеем довольно схожую ситуацию - грамотность повысилась, писать стали все и мы имеем не несколько [десяток] вершин, а несколько [десятков тысяч] равноправных текстов, которым премий не надаёшься.
Дело не в премиях, конечно, а в прочитанности. Прочитанность публикой - награда куда круче призового лимона.
Тексты, конечно, в настоящий момент производятся разные, но при этом их много.
Как-то Иванова (Н.) между делом сказала такую фразу - «Мне попросили что-то почитать и я назвала <нрзб>», и её переспросили: «Стоит отложить Набокова?»
Дело, конечно, не в Набокове, его многие и не любят, а в том, что произошло качественное изменение - есть слишком много текстов связных, не идиотических, без оборотов «подъезжая к станции с меня слетела шляпа», текстов написанных без обычного графоманского ужаса.
И вот тебе нужно сделать выбор - перечитать Набокова (ну там, Шкловского или Козьму Пруткова - неважно), или прочитать актуального Синдерюшкина «Отчаяние в Москве», или там «Школа для дураков в Мытищах», «Тошнота в Вербилках», «Страх и отвращение в Подлипках».
И выбор неочевиден.
При этом в общей очереди Синдерюшкина подпирают «Синдерюшкин-2», «Синдерюшкин и жандарментки», «Синдерюшкин на пенсии» – масса писателей, разных, но именно непонятно, отчего ты их должен читать классическим способом – трудно работая над текстом.
Читать, сопереживая, когда есть гигантский непрочитанный корпус классики, который человек просто физически не может освоить весь, когда не прочитаны плохо и хорошо переведённые современники, когда не прочитаны прозёванные гении – и, о Боже! – тысячи прекрасных мемуаров.
Оттого социальные сети, и facebook в особенности, начинают играть роль судьбы – неважно, хорош ли, плох текст, но его суют в топку так же, как работник отдела кадров из анекдота, который просо выкинул полпачки резюме с криком: «А зачем нам неудачники?!»


Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments