Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать

Меня спросили про статьи.
То есть меня спросили не про мои статьи, а про то, легко ли их писать и, если легко, то как.
Мне довольно легко отвечать на этот вопрос – я писал статьи, заметки, рецензии, делал интервью и обзоры, и, к тому же, преподавал будущим журналистам введение в специальность.
Статьеписательство что-то вроде вождения автомобиля.
Есть статьеписательство тяжёлое, как начальное вождение, а есть профессионально-автоматическое. Оно нарабатывается только постоянной практикой – и, кстати, не является гарантией дохода.
То есть, тут как с автомобилем - если дано, то будет легко и необременительно.
Но успешное статьеписательство вовсе не фокус.
Именно поэтому в наше время слово «журналист» довольно бессмысленное. Оно не означает вовсе ничего. И всякий человек, взятый с улицы, может быть журналистом.
Тут три фактора:
Во-первых, тема – работа с темами, которые не всем доступны. Например, если человек пишет о недвижимости, и сам риэлтер. Он не просто пересказывает релиз, но и объясняет, что к чему. Золотое перо «Коммерсанта» Тимофеевский, человек весьма успешный, говорил, что лучше возьмёт историка или политолога писать о политологии, экономиста - об экономике, а вот журналиста с журфака не возьмёт никогда. Когда я предложил своим студентам разобрать эту статью Тимофеевского, то получил двадцать возмущённых бессвязных сочинений с ворохом грамматических ошибок.
А один юноша, читавший советские журналистские учебники, возмущённо вскрикнул: вы не объяснили нам сверхзадачу статьи. Мне тогда казалось, что это инсценировка старого анекдота про актёра, что нанялся сниматься в порно и пришёл к режиссёру за указаниями по "рисунку роли", "сверхзадаче" и прочему Станиславскому.
Во-вторых, фактор стиля - ну, это колонки. Никаких особенных знаний для них не нужно. В подавляющем количестве случаев автор колонки отталкивается не от уникальной информации, а от известной или вовсе от бытового случая и апеллирует к эмоциям – «Доколе будут эти мужики…» или «Доколе будут эти бандеровцы» - эта обобщённая кадровая позиция называется «циничная колумнистка».
С циничной колумнисткой интересная история. Она ведь пишет по одним и тем же лекалам - я их много помню, разных - Радулову какую-то, и прочих.
Были и разновидности. Вот Божена Курицына  была немного другое явление. Божена прославилась постами, а не статьями. Дело в том, то она называлась как бы «светский хроникёр», хотя была никакой не светский и не совсем хроникёр. Она писала широко обсуждаемые посты и печатала новости из жизни тех, кто хочет засветиться. Светская хроника - это ведь настоящий высший свет, проникновение светские тайны, а не репортаж с премии.
А у неё была хронгика-лайт, некий обман, вроде демонстрации в норковой шубе.
Известность она получила как разъярённая фурия, которую оскорбляют многочисленные  хамы.
Итак, в этот колумнистский пул она не входит.
А с ним всё просто, я могу даже расписать алгоритм написания этой статьи-колонки.
Этот алгоритм работает при минимальной вовлечённости в тему. Тут ведь, к примеру, настоящий цыничный колумнист работает по принципу айкидо - не он сочиняет слова, которые должны вызвать эмоциональный всплеск. Всплеск будет обеспечен не им, а внутренними эмоциональными силами читателей. Это примерно так же, как войти в комнату, крикнуть «Колорады!» и выйти – там, внутри, сами все передерутся.
Вообще, (если отбросить обыденное остроумие), то все эти колонки – основаны на очень интересном социальном механизме.
Он называется «Вы - говно».
При этом срабатывает такой же механизм, как в горячо мной любимом мультфильме про Громмита, когда масса рычагов и пружин приводят в движение весь дом. Только рычагов и пружин тут меньше.
Одни сразу говорят: «мы - не говно», другие переводят стрелки на других: «они - говно, а не мы».
Третьи сразу дают отлуп: «это он - говно».
Пересказ таких текстов очень прост: «все люди, кроме некоторых, - говно».
Но это идея, а я говорю о пересказе надстройки, а не базиса.
Иногда надстройка оказывается, как говорят математики, вырожденной.
Кстати, вот интересное дело: все эти эмоциональные колонки «от настроения» при их защите должны проверяться на осмысленность очень простым способом.
Пересказом содержания в одном предложении. Это возможно с любым текстом, вопрос в том, как выглядит это финальное предложение.
Я забыл сказать, что автором в таком жанре должна быть симпатичная женщина (никогда не видел пропавшей куда-то колумнистки Радуловой, но говорили, что она - симпатичная).
То есть им может быть пожилой мужчина, похожий на жабу, но эффект будет не тот.
И вот крутится этот бесконечный уоллес-грометовский механизм: одним - зарплата, другим - психотерапевтическое выговаривание.

Для того, чтобы писать статьи о недвижимости, нужны определённые знания.
Для того, чтобы писать колонку о кино, нужно отсмотреть много фильмов, знать языки, чтобы мотаться на фестивали и отсматривать фильмы на ранней стадии и проч. Или вот есть научная журналистика тоже немного другая. Там нужно не добывать информацию, а, наоборот, фильтровать - то есть, распознать шарлатана. Или пересказать неспециалисту научную новость так, чтобы ничего не перепутать. Кстати, именно это и имел в виду Тимофеевский, когда говорил, что успех за специалистом, умеющим писать, а не умеющим писать журналистом, который суётся без спросу в разные области человеческой деятельности.
Путевая журналистика или журналистика горячих точек –  сильно зависит от контактности человека и его бытового ума.  Там журналист собирает материал, а колумнист - нет. Поэтому у тех, кто слабо знаком с узкими темами, надеется последнее прибежище - вот эти колонки о человеческих отношениях.
С колонками – совершенно другое, там важна фигура колумниста.
Многим пришлось пройти унылым путём скандализации и гражданскихо браков, да и то не у всех вышло стать на этом модными колумнистами.
Вот путевая журналистика или журналистика горячих точек - совсем другое. Там журналист собирает материал, а колумнист - нет. Или вот есть научная журналистика тоже немного другая. Там нужно не добывать информацию, а, наоборот, фильтровать - то есть, распознать шарлатана. Или пересказать неспециалисту научную новость так, чтобы ничего не перепутать. Кстати, именно это и имел в виду Тимофеевский, когда говорил, что успех за специалистом, умеющим писать, а не умеющим писать журналистом.
Поэтому у тех, кто слабо знаком с узкими темами, надеется последнее прибежище - вот эти колонки о человеческих отношениях.
Что касается базовых знаний о письме, то есть о самом механизме написания текста, то в нашей ассоциации с автомобилем, это: где тормоз, а где сцепление, надо чувствовать габариты, если попал в занос, знать, куда крутить руль, то теоретические ответы тут довольно простые.
Сперва представить себе основную идею, понимать, что текст состоит из зачина, основной части и ударной концовки, что одна статья должна быть посвящена одной понятной идее (а не двум или трём), писать нужно коротко, будто рассказываешь анекдот, и вычистить из своей письменной речи все вводные или лишние слова - наше обычное устное мекание и экание.
Вот и всё.




Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments