Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать


Вот, кстати, интересная тема, которая меня довольно давно занимает.
Я тут подсмотрел чужой разговор о высоком.
Там спорили умные люди, а нет ничего интереснее, чем подсматривать за разговором умных люде, что обсуждают что-то высоке.
Однако там, как призрак в простыне, возникла фигура церкви Покрова, что на Нерли.
Она всегда возникает, потому что церковь Покрова на Нерли  это такой символ повышенной духовности.
С символами не поспоришь, при этом сама церковь действительно прекрасна. Даже и думать не хочется, что было бы, если б в 1784 году игумен сговорился бы с артелью, что должна была разобрать её на камень.  Артель заартачилась (не из эстетических соображений, а из чисто денежных, денег в итоге не добавили, и церковь осталась стоять.
Я тоже очень люблю этот храм, и как-то  студенческие годы  довольно комично приехал к нему поклоняться.
Тода ещё не было никакого перехода через пути, место было слабо проходимо, и я долго шёл проваливаясь в снег по колено.
 Однако, тут есть некоторая тонкость: дело в том, что нынешний её силуэт часто служит для метафор типа "русская свеча", "что-то прямое и тонкое", "стройная берёзонька".
Дело в том, что  в первой своей жизни она выглядела вовсе не так.
Как точно - никто не скажет, но есть реконструкция Воронина, которая много десятилетий кочует из книги в книгу. Это совершенно не секретный рисунок - и я как раз хочу исключить интонацию "От нас скрывали!". Более того, к удивлению путешественника, до сих пор ничего лучше книги Воронина [1] о тех местах что-то никто ещё не написал. Воронин сравнивает старый образ с Софийским собором в Киеве, и описывает картину так: "В Покрове на Нерли эта ступенчатая ярусность особенно выразительна: она начинается с самого белокаменного холма в подножии здания, переходит в арочный ярус галереи, далее на "плечи" основного объёма храма и, наконец, в лёгкий цилиндр храма, где сильное движение, нараставшее снизу, легко растворяется в шлемовидном покрытии главы с ажурным позолоченным крестом на его острие".
Так во, есл смотреть на реконструкцию, то оказывается, что стройности тут мало - там вообще много интересного с конструкцией - склады внизу, функция маяка для плывущих по реке.
Тут должно быть рассуждение о том, что нами движет не реальность, а наши представления о ней.
Я ограничусь другой историей - я много говорил с друзьями-реставраторами (а это очень хорошие реставраторы) о пределах их работы.
Вот можно, конечно, счистить поздние красочные пласты, открыть прежнюю версию - но нужно ли это?
Или, современными техническими средствами мы легко восстановим естественный вид Покрова на Нерли.
И уж как раз это будет настоящая Россия - двенадцатый век, все дела.
Но как же свеча, берёзка и повышенная духовность?
Нет ответа.
И у честных реставраторов нет - потому что общих ответов вообще нет.
Вот улучшим мы духовность, если вернём Покровской церкви вид XII века? Или не улучшим? Слава Богу, это вопрос гипотетический, но механизм его распространяется на все операции с духовностью.




___________________________
[1] Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Спутник по древним городам Владимирской земли. — М., 1958.


Извините, если кого обидел

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments