Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про то, что два раза не вставать

История довольно причудлива.

Но мы  всё про обряды русских бань глазами иностранцев.

Райан, в уже упоминавшейся книге «Баня в полночь» пишет: «Повсеместно распространенное представление о бане как оби­талище злых духов не обязательно связано с типологией культовых мест. Оно восходит и к церковной истории, поскольку известно, что во времена поздней античности общественные бани были сре­доточием порока, там процветала распущенность; в результате гражданские и церковные власти пытались регулировать их дея­тельность. Бани представляли собой центры проституции, женской и мужской, и, как и в России, считались подходящим местом для занятий вредоносной магией. Несомненно, по этой причине Иоанн Златоуст (IV век) говорил о необходимости для христиан креститься перед тем, как войти в баню. В молитве Василия Великого об изгнании бесов упоминается единственное строение, откуда над­лежит изгнать нечистого духа,— баня. В VI веке император Юс­тиниан установил суровые наказания за неподобающее поведение в банях, а в постановлениях городских советов и синодов и свято­отеческой литературе часто встречается осуждение совместного мытья мужчин и женщин как греховного обыкновения. Поста­новления Лаодикийского (320 год) и Трулльского (692 год) соборов по этому вопросу были хорошо известны на Руси. Запрет на совме­стное мытье в бане, в особенности для клириков, имеется в сбор­нике канонического права XII века — «Ефремовской кормчей», затем он повторяется и в других сводах канонического права; в качестве отрицательного примера, распространенного во Пскове, эта практика упоминается в 41-й главе постановлений Стоглавого собора (1551 год). Казалось бы, мытье в общественных, нередко общих, банях должно в большей степени интересовать Русскую церковь, но на деле оно было обычным явлением в России и Фин­ляндии; многие иноземцы, посещавшие Московию, бывали пора­жены сценами совместного мытья обнаженных мужчин и женщин в русских банях.

Вообще-то, общественные и при этом смешанные бани суще­ствовали в Англии и во Франции со времен Крестовых походов до XVI века, когда они были закрыты как рассадник проституции; то же можно сказать и об итальянских минеральных банях эпохи Ре­нессанса. В XVIII столетии на английском курорте Бате лечебные минеральные ванны принимали совместно мужчины и женщины, и хотя посетители купались одетыми, некоторые писатели упоми­нают случаи непристойного поведения.

Представляется, что отрицательное мнение о русских банях сформировалось на Западе под впечатлением той репутации, кото­рой пользовались западноевропейские публичные бани. Известны записки западноевропейских путешественников о России, которые с благочестивым возмущением и весьма подробно описывают ту распущенность нравов, которая, по их мнению, проистекала из обычая совместного посещения бань. И действительно, в каком положении оказалась бы современная антропология, если бы по­хотливые заезжие писатели не провели ранних исследовательских работ в этой области?

Одно из наиболее выдающихся произведений такого жанра — «Путешествие в Сибирь» аббата Шаппа д'Отероша[1] в четырех томах (Париж, 1768). Автор дает уничижительное описание России и рус­ских, их нравов и манер, иллюстрированное гравюрами Ле Пренса[2] который впервые познакомил европейцев с обычаями и костю­мами Российской империи. Большая часть книги посвящена этнографии, климату и геологии России, но автор продемонстри­ровал свой живой интерес и к свадебным обрядам, и к обычаям, связанным с баней. Основной целью поездки аббата были астро­номические наблюдения за прохождением Венеры через диск Сол­нца. Он оставил забавное ироническое описание своего посещения общественных бань, которое с должной старательностью проил­люстрировано гравюрой Ле Пренса. Главное, что можно сказать о ней, — художественная свобода в изображении бытовой сцены, ко­торая вполне могла бы показаться непристойной современному зри­телю и которая верно отражает типично русскую манеру мытья. Книга и иллюстрации вызвали гнев императрицы Екатерины II; сама она, конечно, не посещала общественных бань, но её ревни­вое отношение к репутации своей державы выразилось в её отзы­ве о гравюре как «самой непристойной». Мнение императрицы опубликовано в ее анонимном произведении «Антидот» (1770), пред­ставляющем собой опровержение книги аббата д'Отероша. Хотя гра­вюра гораздо менее откровенна, чем известные «художественные» произведения эротического характера из коллекции самой Екатерины, она сочла необходимым подтвердить существовавший ранее зап­рет совместного мытья в банях в Полицейском уставе 1782 года»[i].

«Несоменно, это был скандальный успех: за сценой в бане, изображённой Ж.-Б. Ле Пренсом, последовали подобные иллюстрации, большего или меньшего художественного достоинства!»[ii]

 



[1] Жан Шапп д’Отрош (1728 - 1761) - французкий астроном. После получения духовного сана увлёкся астрономией и даже стал членом Академии наук. В 1761 году приехал в Россию и остановился в Тобольске для наблюдения прохождения Венеры через диск Солнца. В 1769 г. Шапп предпринял для той же цели путешествие в Калифорнию, где и умер. В 1768 вышло его «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 году». С этой книгой связывают зарождение жанра путевых записок. При этом Екатерина Вторая восприняла эти очерки как реальную угрозу престижу России и в Амстердаме через два года вышла книга под названием «Антидот. Разбор дурной, но великолепно напечатанной книги под заглавием „Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761…“» авторства либо самой Екатерины, либо княгини Дашковой.

[2] Жан Батист Ле Пренс (1734-1781) — французский художник и гравёр. Приступил к изучению живописи в родном городе Мец, а затем учился у Франсуа Буше. В 1758 году поехал в Россию, где участвовал в росписи Зимнего Дворца. Побывал в Финляндии, ездил в Сибирь. Вернулся в о Францию в 1763 году, в 1765-м избран в Академию живописи.



[i] Райан В. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России – М.: Новое Литературное обозрение, 2006. С. 91-93.

[ii] Райан В. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России – М.: Новое Литературное обозрение, 2006. С. 109.

Извините, если кого обидел

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments