Categories:

История про то, что два раза не вставать

История довольно причудлива.

Но мы  всё про обряды русских бань глазами иностранцев.

Райан, в уже упоминавшейся книге «Баня в полночь» пишет: «Повсеместно распространенное представление о бане как оби­талище злых духов не обязательно связано с типологией культовых мест. Оно восходит и к церковной истории, поскольку известно, что во времена поздней античности общественные бани были сре­доточием порока, там процветала распущенность; в результате гражданские и церковные власти пытались регулировать их дея­тельность. Бани представляли собой центры проституции, женской и мужской, и, как и в России, считались подходящим местом для занятий вредоносной магией. Несомненно, по этой причине Иоанн Златоуст (IV век) говорил о необходимости для христиан креститься перед тем, как войти в баню. В молитве Василия Великого об изгнании бесов упоминается единственное строение, откуда над­лежит изгнать нечистого духа,— баня. В VI веке император Юс­тиниан установил суровые наказания за неподобающее поведение в банях, а в постановлениях городских советов и синодов и свято­отеческой литературе часто встречается осуждение совместного мытья мужчин и женщин как греховного обыкновения. Поста­новления Лаодикийского (320 год) и Трулльского (692 год) соборов по этому вопросу были хорошо известны на Руси. Запрет на совме­стное мытье в бане, в особенности для клириков, имеется в сбор­нике канонического права XII века — «Ефремовской кормчей», затем он повторяется и в других сводах канонического права; в качестве отрицательного примера, распространенного во Пскове, эта практика упоминается в 41-й главе постановлений Стоглавого собора (1551 год). Казалось бы, мытье в общественных, нередко общих, банях должно в большей степени интересовать Русскую церковь, но на деле оно было обычным явлением в России и Фин­ляндии; многие иноземцы, посещавшие Московию, бывали пора­жены сценами совместного мытья обнаженных мужчин и женщин в русских банях.

Вообще-то, общественные и при этом смешанные бани суще­ствовали в Англии и во Франции со времен Крестовых походов до XVI века, когда они были закрыты как рассадник проституции; то же можно сказать и об итальянских минеральных банях эпохи Ре­нессанса. В XVIII столетии на английском курорте Бате лечебные минеральные ванны принимали совместно мужчины и женщины, и хотя посетители купались одетыми, некоторые писатели упоми­нают случаи непристойного поведения.

Представляется, что отрицательное мнение о русских банях сформировалось на Западе под впечатлением той репутации, кото­рой пользовались западноевропейские публичные бани. Известны записки западноевропейских путешественников о России, которые с благочестивым возмущением и весьма подробно описывают ту распущенность нравов, которая, по их мнению, проистекала из обычая совместного посещения бань. И действительно, в каком положении оказалась бы современная антропология, если бы по­хотливые заезжие писатели не провели ранних исследовательских работ в этой области?

Одно из наиболее выдающихся произведений такого жанра — «Путешествие в Сибирь» аббата Шаппа д'Отероша[1] в четырех томах (Париж, 1768). Автор дает уничижительное описание России и рус­ских, их нравов и манер, иллюстрированное гравюрами Ле Пренса[2] который впервые познакомил европейцев с обычаями и костю­мами Российской империи. Большая часть книги посвящена этнографии, климату и геологии России, но автор продемонстри­ровал свой живой интерес и к свадебным обрядам, и к обычаям, связанным с баней. Основной целью поездки аббата были астро­номические наблюдения за прохождением Венеры через диск Сол­нца. Он оставил забавное ироническое описание своего посещения общественных бань, которое с должной старательностью проил­люстрировано гравюрой Ле Пренса. Главное, что можно сказать о ней, — художественная свобода в изображении бытовой сцены, ко­торая вполне могла бы показаться непристойной современному зри­телю и которая верно отражает типично русскую манеру мытья. Книга и иллюстрации вызвали гнев императрицы Екатерины II; сама она, конечно, не посещала общественных бань, но её ревни­вое отношение к репутации своей державы выразилось в её отзы­ве о гравюре как «самой непристойной». Мнение императрицы опубликовано в ее анонимном произведении «Антидот» (1770), пред­ставляющем собой опровержение книги аббата д'Отероша. Хотя гра­вюра гораздо менее откровенна, чем известные «художественные» произведения эротического характера из коллекции самой Екатерины, она сочла необходимым подтвердить существовавший ранее зап­рет совместного мытья в банях в Полицейском уставе 1782 года»[i].

«Несоменно, это был скандальный успех: за сценой в бане, изображённой Ж.-Б. Ле Пренсом, последовали подобные иллюстрации, большего или меньшего художественного достоинства!»[ii]

 



[1] Жан Шапп д’Отрош (1728 - 1761) - французкий астроном. После получения духовного сана увлёкся астрономией и даже стал членом Академии наук. В 1761 году приехал в Россию и остановился в Тобольске для наблюдения прохождения Венеры через диск Солнца. В 1769 г. Шапп предпринял для той же цели путешествие в Калифорнию, где и умер. В 1768 вышло его «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 году». С этой книгой связывают зарождение жанра путевых записок. При этом Екатерина Вторая восприняла эти очерки как реальную угрозу престижу России и в Амстердаме через два года вышла книга под названием «Антидот. Разбор дурной, но великолепно напечатанной книги под заглавием „Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761…“» авторства либо самой Екатерины, либо княгини Дашковой.

[2] Жан Батист Ле Пренс (1734-1781) — французский художник и гравёр. Приступил к изучению живописи в родном городе Мец, а затем учился у Франсуа Буше. В 1758 году поехал в Россию, где участвовал в росписи Зимнего Дворца. Побывал в Финляндии, ездил в Сибирь. Вернулся в о Францию в 1763 году, в 1765-м избран в Академию живописи.



[i] Райан В. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России – М.: Новое Литературное обозрение, 2006. С. 91-93.

[ii] Райан В. Баня в полночь. Исторический обзор магии и гаданий в России – М.: Новое Литературное обозрение, 2006. С. 109.

Извините, если кого обидел