Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать

 


КАМЕННОВСКИЕ БАНИ

Каменновские бани получили своё название по Каменному мосту, но понятно, что на их месте всё равно были какие-то предыдущие – уж место такое проходное, удобное. Рядом Кремлёвская стена. Толчётся народ, тут течёт Москва-река, а тут впадает в неё Неглинка. Кондратьев пишет, что на прежнем каменном мосту стояли лавки, табачная таможня, к нему были приделаны мучные мельницы.
Писали так же, что «На левом берегу близ моста находились Всесвятские торговые бани, пожалованные Петром 1 князю Меншикову и долго слывшие Меншиковыми» - тут, правда, неясно, как считали, и где они точно находились – Всехсвятская улица, названная так по церкви, была на нынешнем острове, а под Каменым мостом был пивной ледник, а на самом мосту – пивной двор.
Пиво и баня в России издревле идут рука об руку, да только долгих следов не оставляют.
Повествователь продолжает: «там же были построены житницы “для хлебной раздачи государева жалованья Преображенского полка гренадерской роты солдатам, которых не брали за болезнью и за нуждами”. От смежных с мостом Всесвятской воротной башни и церкви Всех Святых он назывался Всесвятским, от соседнего с ним урочища Берсеневки - Берсеневским и по церкви Николая Чудотворца – Николаевским» .
Однако известно было, что поздние Каменновские бани, стоящие на берегу Москы-реки, имеют одну особенность – они были огорожены заборами, и в летнее время (а то и в зимнее) из них можно было выбежать голому человеку, да и окунуться в реку.
Причём это было неоскорбительно для общества, а на берегу была устроена особая купальня.
Но большая часть воспоминателей пишет, что при купце Горячеве бани были уже ветхими, грязноватыми, и, кажется, всё ещё топились по-чёрному.
Контингент там собирался подобающий.
Поэт Белоусов вспоминал (опубликовано это в 1929 году): «В то время местность около этих бань была совершенно неблагоустроенной: стояли какие-то низкие, полуразвалившиеся здания с подозрительного типа трактирами и питейными заведениями — притонами людей подозрительной репутации. Берег реки не был еще обложен гранитом. Местность эта называлась “Волчьей долиной”, по ней в позднее время обыватели боялись проходить» .
Но сгинули Каменновские бани вовсе не по этому.
Их изгнал запах ладана.
Строился храм Христа Спасителя, и какие уж тут пробежки до воды в голом виде, какое уж тут банное дело, не говоря уж о лихих людях.

И, чтобы два раза не вставать:
Близ Лебяжьего переулка, у храма Христа Спасителя.

Примечание:
Иван Алексеевич Белоусов (1863 - 1930), русский поэт-самоучка, был из крестьян. Печатался в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство» и «Русская Мысль». Перевёл «Кобзаря» Тараса Шевченко а так же некоторых украинских и белорусских поэтов. Написал воспоминания— «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва».

Извините, если кого обидел
 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment