История про то, что два раза не вставать
ВИНОГРАДОВСКИЕ БАНИ
Виноградовские бани стояли в веренице переулков за Плющихой. Впрочем, краснокирпичное их здание стоит до сих пор, несмотря на пожар, который они перенесли. А здание это большое, хватило места и для какого-то склада, и для авторемонтных мастерских, и для каких-то художников.
В старину бани процветали - да и то: рядом река, по склонам текут ручьи, воды много. Говорят, и дрова тоже подгоняли по Москва-реке.
Последнее здание - из старых зданий московских бань. То есть, ещё позапрошлого века.
Знали они лучше времена. Андрей Белый пишет: "От "Староносова" начинается, собственно говоря, леточисл, иль верней - домочисл: магазинное перечисленье Арбата, столь памятное; до него - все слетает, все скатывается по направлению к, среброглавому, белому храму "Смоленские Божии Матери", где задьяконствовал прежде старший дьячок храма "Троица - на - Арбате", отличнейший Дмитрий Ильич, распустивший по этому поводу кудри и длинную бороду от подбородка, безбрадого вовсе в дьячковские годы; до "Староносова" все, что ни есть, - относимо по склону к Москвa-реке: Мимо гор - Воронухиной (справа) и Мухиной (слева), прославленной "Номерами Семейными" бань, очень древних, где мылися многие; а между прочим - известнейший композитор Танеев (с Гагаринского переулка); все то относимо к Москва-реке, или плющимо Плющихою, где проживали когда-то Толстые, Фет, Поццо. Под Мухиной горкой я мылся; а с Воронухиной горки я первые зори увидел, - впоследствии ставшие з о р я м и с и м в о л и з м а м о с к о в с к о г о".
Это потом они стали банями №2 Фрунзенского района (№1 были Усачёвские).
Правда, не сказать, что теперь Виноградовские бани теперь славились чистотой.
Но, несмотря на большие размеры этого двухэтажного здания, одно время оно работало с мужскими и женскими днями. Один день был выходным, три для женщин, три дня - для мужчин.
Места тут обжиты давно, и не с большими пустырями, как на окраине, застройка в тех местах была кучная, много коммунальных квартир, к тому же ходили в во 2‑й Вражский переулок и люди с Арбата, и с Кропоткинской улицы.
Так что стояли в очереди и стар и млад.
При этом неясный дух криминала витал над этим местом до самого закрытия - может, потому что местом они были недорогим. Удобным для окрестной шпаны, что молча требовала долива пива после отстоя пены.
Вокруг были плющихинские дворы, в воздухе стоял слабый перезвон колоколов Новодевичьего монастыря.
Впрочем, о чём это я?
Взаправду ли я слышал звон колоколов? Непонятно - хотя надвратный храм монастыря был открыт для служб ещё в годы войны.
То время, когда по Савинской набережной шли люди не только с узелками, но и со своими шайками, я не застал, но жил неподалёку - на Смоленском бульваре.
Вобще, в «Виноградовских банях» был нормальный буфет (бывали бани и без буфетов, где всё отдавалось на откуп банщику-пространщику. Традиционно буфет принадлежал мужской части.
В банных буфетах продавали пиво, а так же нехитрый банный скарб - мыло, мочалки, и одеколон.
Конечно, сразу после войны такого великолепия не было.
Люди со своим мылом шли в баню без очереди.
Точно так же вознаграждались и люди со своими тазами. Шаек всегда не хватало. А банных шаек для настоящего похода в баню нужно несколько - вот в одну нужно положить веник, чтобы его запарить. Другой шайкой его прикрыть. Если в компании или семье кто-то принялся мыться раньше, то нужна шайка набрать кипяток, обдать скамейку, опять же, одна шайка попарить ноги, другая развести мыльную вод и полоскать мочалку.
В богатых банях нехватка шаек кончилась раньше, а в таких, типа Виноградовских - куда позже.
Буфетчиц знали по именам, как суровые тайфуны. Жизнь от них не зависела, но счастье - вполне.
Раньше в "Виноградовских", как и в прочих, выдавали номерок на бечёвке, а потом стали давать обычный пластмассовый номерок в гардеробе.
Потом "Виноградовские" закрыли - кажется, вместо бань их холодной водой пользовалась какая-то кинопроявочная фабрика, ну а что было дальше, я уже рассказал.
И, чтобы два раза не вставать:
2-й Вражский п., 5
Тел. Г6 75 34