Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про то, что два раза не вставать

Продолжая историю про Московские бани, надо сказать, что плач по общественным баням напоминает причитания по литературе. С литературой всё прям сейчас хорошо, и полиграфия сейчас прекрасна, и издательские услуги доступны, и никакой цензор не остановит, да только нет читателя, который это всё должен оплачивать.
С общественными банями ровно та же история - журналисты часто выбегают вперёд и восклицают: "Доколе! Прекратите уничтожать наше достояние". Оно, конечно, достояние, но при этом часть бань действительно обветшали, некоторые действительно убыточны, а третьи никак не назовёшь шедевром архитектуры. Однако есть и бани, что назовёшь, что вовсе не обветшали, а многие вовсе не убыточны.
Понятно, что раньше, в условиях печального коммунального житья, баня была прекрасным способом поддерживать чистоту. Оттого сеть бань покрывала Москву равномерно, не только в рабочих посёлках, но и в центре города.
При этом не всякий столичный житель слышал слово "сауна" и слово "хамам", не говоря уж об их посещении.
Бани у нас были понятно какие - русские.
Динамика этого процесса была следующая в  1801 году -  28 бань, к 1897 - 34 бани, а в 1913 году - 61. При этом это только "торговые" бани, доступные за денюжку. Были ещё бани семейные и монастырские, но туда, понятно, с улицы не сунешься.
В 1940 году общественных бань насчитывается 47 штук.
В своих "круглых" границах Москва существовала с 1960 года, и вот телефонный справочник Дело в том, что в 1964 году было около шестидесяти общественных бань (не считая ведомственных - при воинских частях, заводах, стадионах и проч.)
Сейчас осталось примерно двадцать (на самом деле меньше). При этом случился дикий рост саун - они чуть не в каждом квартале. Эти сауны во мне до сих пор вызывают недоумение. Во-первых, комнатами отдыха с неискоренимым запахом и влажностью от чужой ебли, а, во-вторых, биллиардом. Нет, воля ваша, но эти люди, катающие шары в постоянно спадающих простынях - какой-то абсурд. Нет, прочь, прочь этот стиль, что взят напрокат не то из комсомольских романов Юрия Полякова, не то из времён малиновых пиджаков.
Итак, происходит сразу несколько разных процессов - вымирают старики, что помнили расцвет банного дела эпохи Москвошвея. Часть потенциальных любителей русской бани строит себе баньки на даче. Случайные персонажи, предпочитающие пиво и бильярд, мигрируют в сауны.  Одновременно закрываются общественные русские бани и плодятся электрические банные пункты при спортивных клубах и просто офисах.
Ну вот и представьте, что такое, когда в субботу днём все места в раздевалке заняты (а там, к примеру, пятьдесят мест). Это, конечно, не та очередь за билетиками, которую я занимал в 1985 в Краснопресненские бани с утра за час до открытия, чтобы купить на определённый сеанс, и не перманентная очередь в Сандуны - в обмен на вышедшего посетителя. Но всё же по субботам московские бани полны.
Этот ручеёк время от времени мелеет - например, летом. Но поток вовсе не истончился - он пока ещё жив.
Впрочем, как и русская литература.



_______________________________________
Лефортовские бани
Оружейные бани
Усачёвские бани
Донские бани
Калитниковские бани
Коптевские бани
Астраханские бани
Тихвинские и Дангауэровские бани
Селезнёвские бани
Сандуновские бани

Извините, если кого обидел

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments