Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про то, что два раза не вставать

***

– Хотели бы, чтобы о вас написали статью в lurkmore?

– Раньше хотел. Но те люди, что стояли там у истоков, сказали мне, что это уже дело мемориализированное – раньше надо было. Всё хорошо в своё время. Да и потом ведь это зависит от степени остроумия автор(ов).

– Как вы относитесь к помощи, которую оказывают как бескорыстную, а потом вспоминают, требуя «оплаты» вдвойне? (Или втройне).

– В таких случаях суждение надо высказывать только на конкретном материале – я попадал в такие ситуации, и в одних случаях это было вызвано непониманием, а в других – явным шантажом. Бывал я и с иной стороны этого процесса – как-то попросил в ответ за оказанную когда-то бесплатно услугу ровно таких же денег, честно предупредив, что не сумею отдать – у меня тогда были тяжёлые проблемы, о которых и вспоминать сейчас не хочется. Так эти мои друзья тут же перестали брать трубку. Всё по-разному, и рецептов отношения нет.

– Вы из старой плеяды пользователей Интернета? С какого дня на игле?

– Я не могу даже сказать – дело было так: некоторое количество моих однокурсников устроилось поле университета в Курчатовский институт. (Это был 1989 год). Они показывали мне какие-то кунштюки с пересылкой данных, но отнёсся я к этому скептически – я воспринимал это с уважением, но именно как часть научной деятельности (или документооборота).

Потом появилась реально работающая почта, которая мне ужасно понравилась тем, что переписку можно легко сохранять.

Ну а потом, в середине девяностых, появились первые несовершенные чаты – это мне понравилось ещё больше. В моём детстве у метро «ВДНХ» был такой неисправный телефонный автомат – там можно было подключиться к общему эфиру, где шелестели десятки голосов – поэтому чаты как явление мне были знакомы. Вот это был год девяносто шестой, наверное. А потом уж понеслось.

– Когда ваш сайт berezin.ru заработает?

– Откуда ж я знаю. То, что вы называете, освоено, кажется, какими-то сквоттерами. Один добрый человек зарегистрировал на меня совершенно другое имя, я придумал чудесную картинку на заставку и архитектуру сайта, но потом это всё пошло медленнее – потому что мои друзья делают этот сайт по доброте душевной, и я торопить их не могу.

– Вы опять поморщитесь от моего вопроса, но не могу не спросить: в чем разница между гуманитарным и негуманитарным подходом? Например, в познании. Например, в выражении себя. По каким признакам вы отделяете гуманитария от прочих?

– Это вы поморщитесь от моего ответа, потому что я буду объяснять ab ovo, то есть, сначала говорить о терминах.

Во-первых, деление на гуманитариев и негумагнитариев совершенно мифологично. Оно предполагает, что у людей, следующих канону естественных наук, всё счислено и познание идёт по плану, а вот у гуманитариев всё возвышено и интуитивно. Представители точных наук точны, а гуманитарии расхлябаны – ну и всё такое.

Это всё миф массовой культуры, которая оперирует образами Мориарти-математика и какого-нибудь профессора древнегреческой литературы.

Между тем, в науке часто какой-нибудь физик оказывается фриком и не обладает никакой дисциплиной мышления, а какой-нибудь историк или лингвист, ведёт рассуждения абсолютно логически чётко.

Во-вторых, я как бы представитель и тех и других – я начал заниматься точными науками, когда они были ещё в почёте и накормлены, а прочими науками в смутное время. Есть, с чем сравнивать.

Поэтому я думаю, что нужно отбросить спекулятивные слова о «гуманитарном и негуманитарном» подходе. Это чаще всего спекуляция для оправдания опозданий на службу, или, наоборот, оправдание непонятного птичьего языка с обилием иностранных слов.

Но есть критерии оценки результата. В науках технических есть всё же критерий результата – работает ли механизм, зажигается ли лампочка, решена ли задача так, что там написано слово «Ответ:», и дальше, после двоеточия – число.

В гуманитарных делах такой критерий применяется реже. Например, объяснение «да вы просто не доросли до понимания моих гениальных книг» случается, а вот «мой самолёт не может взлететь, только потому, что вы не доросли до понимания полёта» я ни разу не встречал.

В-третьих, мне ценны сами критерии научности познания: повторяемость результата, непротиворечивость и всё такое. Я уважаю религиозное познание через Откровение, и уважаю научное познание – только не люблю, когда их смешивают, потому что это род мошенничества.

Подытожим: гуманитариев от не гуманитариев я отличаю по сфере интересов, хотя эти термины я считаю неточными. Методика познания окружающего мира едина.

– «Методика познания окружающего мира едина». Разве между религиозным откровением и методом проверяемых гипотез нет разницы в устройстве мозгов? Разве между научным и художественным познанием нет разницы в полушариях мозга?

– Вы просто невнимательно читаете мои ответы. Едино научное познание – то есть, у гуманитариев и негуманитариев нет преимущества друг перед другом. А устройство мозгов нам поныне неизвестно – голова, как справедливо говорит нам кинематограф – предмет тёмный и исследованию поддаётся плохо.

– Насколько сильно, по-вашему, словесный мир (то, что люди рассказывают про всякие вещи) отличается от реальности, от этих всяких вещей? Почему так и что с этим делать?

– Отличается сильно, но так ведь и мир наших представлений сильно отличается от вещей, и, в свою очередь, от слов. Так уж Господь повелел, а нам осталось пить чай и думать о чём-нибудь хорошем.

Извините, если кого обидел

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments