Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про то, что два раза не вставать

*** 

– Литературная судьба С. Кржижановского – это что такое? Почему совсем не печатали и почти забыли?

– А там часто бывает – голос его был негромок. Как-то он был не в стиле эпохи – не проявила она к нему интерес. С другой стороны, его именно поэтому и не умучили. Миновало зёрнышко жернова. 

***

 – Пастернак считал, что писатель русский непременно должен быть православным. Формалисты, или как там они назывались, без этого обошлись. А Вы?

– Для начала я бы попросил вас указать, где это такое Борис Леонидович сказал. Верна ли цитата, и всё такое – а то ведь окажется, что не Пастернак, не говорил, и не так, не то, и не по тому поводу. Императив «русский должен быть православным» обсуждался ещё давно. К примеру, когда Пастернаку было двенадцать лет князь Сергей Волконский написал доклад «К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести», где в общем, говорил об этой максиме, и, мягко говоря, её не одобрял.

Что касается формалистов, так это и вовсе не ясно – писателей среди них было немного – да что там, всего двое, и очень сложный вопрос, без чего они обошлись, а без чего – нет. А про меня уж и говорить нечего.

Ср. «Я хочу спросить вас, – говорю я наконец. – Вы веруете в Бога?

У Сакердона Михайловича появляется на лбу поперечная морщина, и он говорит:

– Есть неприличные поступки. Неприлично спросить у человека пятьдесят рублей в долг, если вы видели, как он только что положил себе в карман двести. Его дело: дать вам деньги или отказать; и самый удобный и приятный способ отказа – это соврать, что денег нет. Вы же видели, что у того человека деньги есть, и тем самым лишили его возможности вам просто и приятно отказать. Вы лишили его права выбора, а это свинство. Это неприличный и бестактный поступок. И спросить человека: «веруете ли в Бога?» – тоже поступок бестактный и неприличный». 

***

– Есть ли в вашем мире человек, выдерни которого из мироздания – и оно всё расползётся, как свитер вязаный?

– Нет. У меня есть довольно много людей, без которых мир неполон. И если что-то с ними случится, то скорбь моя будет со мной до смерти, ничто не восполнит их исчезновения и всё такое. Но расползание мироздания – это процесс быстрый, ощутимо долго его могут почувствовать только очень трепетные люди.

А наш век довольно чёрствый.

– А какой век был мягким и трепетным?

– А это как для кого. Вот, к примеру, для писателей ХХ век был хорош – они были в цене, а во второй половине этого века, когда их риски в России минимизировались, так и вовсе русскому писателю незаслуженное счастье подвалило. Зато теперь им карачун, а вот дизайнерам, которых при писателях-то за людей не держали, наоборот – слава и почёт. Вот одни, к примеру, ровно минуту мост дизайнили, а им за это государственную премию дали.

Извините, если кого обидел

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments