Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать

– Что посоветуете прочитать из Пелевина?

– Понятия не имею – я же не знаю вашего склада характера. Мне лично нравятся ранние рассказы.

– Давило ли на вас когда-нибудь книжное издательство, в которым вы печатаете свои книги, как на критика? Принуждали ли не писать отрицательную рецензию на крупную книгу под страхом не пропуска в тираж?

– Ну, во-первых, я дружу со многими издательствами – в одних я хочу напечатать свои книги, в других печатают книги, про которые я иногда пишу. Ни одно из них, честно говоря, не шантажировало меня и не пыталось меня чем-то подкупить (кроме подаренного экземпляра), чтобы я чего-то не писал. Более того, наиболее интересные предложения мне поступали после жёстких, нелицеприятных текстов.

Но я вам открою маленькую тайну – серьёзная рецензия довольно мало влияет на прибыль издательства. Она часто помогает читателю разобраться, может подсказать что-то человеку, читающему книгу, может, в конце концов, сама стать литературой. Но на раскупаемость книги влияет мало.

Вот если бы я был телеведущим, и рассказывал бы в утреннем эфире про книги, или я был бы Президентом Российской Федерации, и вдруг сказал «А я вот тут вчера читал книгу Синдерюшкина...» – вот это действенно. Кстати, я думаю, если бы Президент вдруг сказал, что книга Синдерюшкина ему омерзительна до рвоты – так все бы кинулись покупать, чтобы понять, что к чему.

Нет, совершенно бессмысленно шантажировать критика. Грамотной рекламной кампании он не повредит, а нерекламируемого писателя издательство и защищать не будет, он как расходный материал. Другое дело, про него и писать не интересно.

– Как это? Даже если не разрекламированный писатель напишет нечто гениальное – вам будет он не интересен?

– Я вовсе этого не говорил – речь же шла о разгромных рецензиях. Зачем же поносить талантливого человека? Тем более – я знаю очень интересных писателей, которых совершенно не рекламируют.

Не интересно громить графомана – вот он принёс какой-нибудь роман, его напечатали маленьким тиражом, экономя на корректорах – и вот он, лёгкая добыча. Можно над ним всласть поиздеваться – но зачем? Этого не нужно. Нет в этом цели.

Вот как раз открыть дарование – большая удача для критика (критики всегда этим похваляются – во все века). Но я не критик, я пишущий рецензии писатель – мне интереснее было бы подружиться с таким человеком, чем его «открыть».

Ну и последнее – чудес не бывает. Я вас уверяю, что фраза «а если <никому неизвестный> писатель напишет что-то гениальное» сродни «а если завтра на нас упадёт астероид». Вы же не строите планы на завтрашний день исходя из такой вероятности. Вот и я не строю.

– А вам не кажется, что время рецензий прошло? Не совсем, конечно, но к мнению рецензентов прислушиваются гораздо меньше, чем раньше.

– Это довольно странный вопрос, учитывая то, что я сейчас полчаса потратил на то, что объяснял, что и как влияет на продажи и кто влияет на общественное мнение, а кто – нет.

Время рецензий совершенно не прошло – более того, множество людей не читают книгу и не смотрят фильм, а вполне обходятся пересказом рецензента. Люди ведут светскую жизнь и пересказывают на вечеринках рецензии.

Реферирование – вот что сразу же возникает, когда количество продукта растёт быстро.

Другое дело – на каких ресурсах растёт интерес к рецензиям, на какие именно, как это всё устроено. Но вам я этого рассказывать не буду, потому что вы прежних ответов не читаете.

Извините, если кого обидел

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments