– Что посоветуете прочитать из Пелевина?
– Понятия не имею – я же не знаю вашего склада характера. Мне лично нравятся ранние рассказы.
– Давило ли на вас когда-нибудь книжное издательство, в которым вы печатаете свои книги, как на критика? Принуждали ли не писать отрицательную рецензию на крупную книгу под страхом не пропуска в тираж?
– Ну, во-первых, я дружу со многими издательствами – в одних я хочу напечатать свои книги, в других печатают книги, про которые я иногда пишу. Ни одно из них, честно говоря, не шантажировало меня и не пыталось меня чем-то подкупить (кроме подаренного экземпляра), чтобы я чего-то не писал. Более того, наиболее интересные предложения мне поступали после жёстких, нелицеприятных текстов.
Но я вам открою маленькую тайну – серьёзная рецензия довольно мало влияет на прибыль издательства. Она часто помогает читателю разобраться, может подсказать что-то человеку, читающему книгу, может, в конце концов, сама стать литературой. Но на раскупаемость книги влияет мало.
Вот если бы я был телеведущим, и рассказывал бы в утреннем эфире про книги, или я был бы Президентом Российской Федерации, и вдруг сказал «А я вот тут вчера читал книгу Синдерюшкина...» – вот это действенно. Кстати, я думаю, если бы Президент вдруг сказал, что книга Синдерюшкина ему омерзительна до рвоты – так все бы кинулись покупать, чтобы понять, что к чему.
Нет, совершенно бессмысленно шантажировать критика. Грамотной рекламной кампании он не повредит, а нерекламируемого писателя издательство и защищать не будет, он как расходный материал. Другое дело, про него и писать не интересно.
– Как это? Даже если не разрекламированный писатель напишет нечто гениальное – вам будет он не интересен?
– Я вовсе этого не говорил – речь же шла о разгромных рецензиях. Зачем же поносить талантливого человека? Тем более – я знаю очень интересных писателей, которых совершенно не рекламируют.
Не интересно громить графомана – вот он принёс какой-нибудь роман, его напечатали маленьким тиражом, экономя на корректорах – и вот он, лёгкая добыча. Можно над ним всласть поиздеваться – но зачем? Этого не нужно. Нет в этом цели.
Вот как раз открыть дарование – большая удача для критика (критики всегда этим похваляются – во все века). Но я не критик, я пишущий рецензии писатель – мне интереснее было бы подружиться с таким человеком, чем его «открыть».
Ну и последнее – чудес не бывает. Я вас уверяю, что фраза «а если <никому неизвестный> писатель напишет что-то гениальное» сродни «а если завтра на нас упадёт астероид». Вы же не строите планы на завтрашний день исходя из такой вероятности. Вот и я не строю.
– А вам не кажется, что время рецензий прошло? Не совсем, конечно, но к мнению рецензентов прислушиваются гораздо меньше, чем раньше.
– Это довольно странный вопрос, учитывая то, что я сейчас полчаса потратил на то, что объяснял, что и как влияет на продажи и кто влияет на общественное мнение, а кто – нет.
Время рецензий совершенно не прошло – более того, множество людей не читают книгу и не смотрят фильм, а вполне обходятся пересказом рецензента. Люди ведут светскую жизнь и пересказывают на вечеринках рецензии.
Реферирование – вот что сразу же возникает, когда количество продукта растёт быстро.
Другое дело – на каких ресурсах растёт интерес к рецензиям, на какие именно, как это всё устроено. Но вам я этого рассказывать не буду, потому что вы прежних ответов не читаете.
Извините, если кого обидел