***
– Когда и почему русское дворянство заговорило по-французски? Не колония ведь.
– Ну, судя по всему, при Елизавете Петровне заговорили. Но галломания, которая приводит к франкофонии – это дело нескольких поколений. У французов, к примеру, была литература (у русских современной литературы не было), и через романы уже воспитывается поколение детей, а потом приходит вал французов-беглецов. К тому же это язык дипломатического общения, язык значительной части науки. Всё вполне логично.
А так-то говорили на всех языках, конечно.
Собственно, английский в конце XX века повторил этот путь. И не в колонии тут дело, а в том, что перед людьми всегда есть много инструментов для общения – и общество всегда выбирает удобный на ту минуту.
– Наверно, действительно совпало многое – молодость русской культуры, эмигранты из Франции, мода. И даже война с французами не повлияла. Немецкий же потерял свою былую роль в науке в середине 20 века и, похоже, необратимо. А судьба русского языка?
– Ну, тут очень легко упростить, и всё сразу станет неверным. Война с французами как раз привела к большему проникновению французского. Многие пленные остались, к примеру.
Немецкий язык сейчас традиционно действенен в философии (впрочем, не только в этой науке). Германия, как-никак, самая мощная экономика в Европе – оттого немецкий важен для инженера.
Но в разговорах о будущем очень легко выхватить из белого шума какое-то обстоятельство и сделать с помощью него глубокие, но, увы, ошибочные выводы о судьбах мира.
Ну вот кто его знает, что с русским языком будет? Никто не знает. Непонятно даже, каков будет украинский язык, интернационализируется ли он или нет. А уж с русским так и вовсе – фантазировать, только людей смешить.
***
– У вас есть какое-нибудь оружие? Оно (вообще) вам нравится?
– У меня есть чудесный старинный ледоруб. В нём всё совершенно – и рукоятка из ясеня, и потрёпанный брезентовый темляк, и калёный клювик, и царапины на лопатке. Зашибись какой предмет.
– А штормовка у вас есть? А как насчет выштопанного на ней? У меня были...
– Была даже энцефалитка. Но сейчас материалы всё равно лучше.
Извините, если кого обидел