Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Categories:

История про то, что два раза не вставать


Гори, гори моё паникадило,
А то они склюют меня совсем.


Это история про паникадило. Слово это красивое, да и предмет тоже ничего себе.
Понятно, в общем, что паникадило - это люстра в церкви, или, как пишет старинный словарь "висячий подсвечник для большого количества свечей".
C этим паникадилом в русской литературе сущая беда.
Непонятно, с кого это началось - обычно пеняют на Тургенева, у которого в повести 
«Степной король Лир»: "Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался". То есть, Тургенев перепутал кадило и паникадило - дело житейское, много жил вдали от дома, а среди благословенных католиков всякая византийская роскошь звучит одинаково.
Фет тут же ехидно написал (в частном письме): «... тут он просто рассказал — но не вышло, хотя и здесь он нарядился в ноги стропил, шалевку и конек крыши и заставил дьячка раздувать паникадило: простое кадило ему в Бадене показалось малым. И как ухитрился дьячок не задувать, а раздувать паникадило?»
Сто лет спустя пеняли поэту Багрицкому. Поэт Багрицкий  написал поэму "Дума про Опанаса" (очень хорошую), где

На руке с нагайкой крепкой —
Жеребячье мыло;
Револьвер висит на цепке
От паникадила
Это тоже понятно, Багрицкий был одесский человек и не часто бывал в церкви.
Но тут началось самое интересное - среди читающей интеллигенции эта битва кадила с паникадилом стала чем-то вроде сражения при местечке "одеть" и "надеть".
Знающий правду норовит потыкать этими сведениями как палочкой в своих близких. Про это есть смешная ремарка Пелевина: "Сперва хотели приспособить его драться двумя паникадилами. Гриша Овнюк предложил. Он все время что-то новое старается придумать, чтобы самоповторов не было. Потом погуглили, что это такое, и решили поменять на хлебные ножи".

И, чтобы два раза не вставать, я скажу  зачем я это вспомнил. Паникадило, как сказано, легко находится в Гугле, равно как тексты Багрицкого и Тургенева. О литературных паникадилах вспоминают регулярно, не реже, чем о царской водке Ахматовой.
Но желание потыкать палочкой никуда не девается.
Я был свидетелем (безмолвным, разумеется) того, как одному поэту грозили этой палочкой за то, что он написал:

Любимый отец Иоанн
раскачивал паникадило...

Ну и описывали картину, в которой означенный батюшка, подобно булгаковскому коту, качается на люстре.
Вот тут и кроется засада - мир богаче наших представлений о нём.
Сделав шаг на пути к знанию, человек обычно останавливается и погружается в чванство. А публичное порицание невежества - дело опасное.
Может оказаться, что то, что тебе кажется глупым, естественная часть жизни.
Вот, к примеру, Константин Леонтьев в «Пасхе на Афонской горе» (1882) пишет: "Восточные единоверцы наши имеют сверх того по большим праздникам обычай длинным каким-нибудь орудием приводить в кругообразное движение и паникадило, и хорус, и все, что висит над людьми под куполом".
То есть, многократное возвышение над Иваном Сергеевичем и Эдуардом Георгиевичем формирует внутри человека мысль о том, что паникадило - это что-то недвижимое, и монументальное (в противовес маленькому кадилу), что он попадает в глупое положение.
Мне как раз интересна эта вторая ступень познания, на которой и спрятана эта ловушка для самодовольных.
Работа мысли и впрямь тяжела - и, приобретя знание, человек моментально наполняется гордостью.
Одеть-надеть, тся-ться, гори-гори, моё паникадило.
Да я, что ли, другой? Я такой же. Я, что ли, не говорил глупостей с умным видом?
Тут дело разве в том, чтобы избежать конструкций типа "А вот имярек - удивительный болван,  не знает, что... Меж тем, очевидно, что".
Имяреки довольно часто оказываются болванами, это правда, но лучше не рисковать без нужды.



Извините, если кого обидел
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →