Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать

Как-то я работал сторожем и смотрел в своём закутке посредине ночи замечательный фильм – «Корабль-призрак» Икэда Хироси. На самом деле он назывался, конечно, "Летающий корабль-призрак".
Первый раз в жизни я видел его в исчезнувшем ныне кинотеатре "Москва" на площади Маяковского.
Сизые билетики по десять копеек на утренний сеанс. Японская мультипликация 1969 года была родом из моего детства – с чудовищными крабами, мировым яйцом и боа-джусом, больше похожим на кока-колу (формой бутылки тоже). Этот загадочный напиток растворял человеческое тело, да так, что внезапно от человека оставались только рубашки со штанами. И вот мальчик Хаято бредёт по японским улицам между юбок и брюк, устилающих их толстым слоем. Это было первое анимэ на моём веку – с японской премьерой сентябре 1969 и прокатом в середине семидесятых.
Герои летали по воздуху и стреляли друг в друга ракетами. Время от времени они говорят глубокомысленно: «Когда корабль невидим, то его нельзя обнаружить".
Любимый фильм моего детства. Был устойчивый слух, что в качестве одного из помошников там работал молодой Миядзаки.
Если этот фильм, кстати, смотреть внимательно, то можно понять, насколько в разрез с классическим европейским каноном идёт японская этика. То есть, конечно, понять нельзя, но ощутить эту разность цивилизаций можно.
Так от корабля-призрака я совершил путешествие к призраку в доспехах, чтобы быть унесённым призраками.
Кстати, говорят, что фильм был совместным с СССР – но мне решительно непонятно, в чём была эта совместность, зачем, не говоря уж о том, что в каталогах и описаниях от неё следа нет.  Нигде официально это не написано.
Может, это извив советской психологии – если показывают, и если это не противоречит идеологии – то сделали вместе.

Но я не об этом - с этими предметами детства есть важная особенность.
Они навсегда кажутся интереснее, чем на самом деле. Важно, когда ты это увидел.
Чтобы два раза не вставать: к примеру, я пропустил в нужном возрасте просмотр фильмов "Приключения Петрова и Васечкина", и с тех пор шарахаюсь от ностальгически вспоминающих их людей, будто от соскочивших наркоманов, но нет-нет, подёргивающих лапками при воспоминании о приходе.Я потом честно посмотрел оба эти фильм - и ну его нахуй, жуть какая-то. С "Гостьей из будущего" всё несколько сложнее- это кино было сложнее сделано, и сложнее функционировало в детской среде. Там, например, множество планов Москвы 1983-1985 года. Мне их смотреть сейчас интересно, а мотивации героев мне кажутся дикими. Дело в том, что этот фильм у правильного зрителя пришёлся на школьный возраст, а у я к этому моменту уже сдавал электродинамику. (И это при том, что я знаком с героиней и высокого мнения о её человеческих качествах, потом познакомился с автором сценария - и проч., и проч). Но серьёзно относиться к тому давнему сериалу уже не могу - точка сборки упущена.Однако ж к чужим намоленным фильмам отношусь с пониманием.
Их значение, растущее из детства выросшим зрителям кажутся важнее, а ассоциации оттуда - прочнее.
В детстве все предметы - больше. И хочешь ты того или нет, ты проносишь уважение к  ним через всю жизнь.

Извините, если кого обидел
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments