Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

Category:

История про то, что два раза не вставать

У Фёдора Михайловича Достоевского, в знаменитом романе "Бесы" есть такой герой - Семён Егорович Кармазинов. Герой, надо сказать не то, чтобы очень приятный. Русский литератор, живущий в Европе. Рассказчик сообщает о нём: "Его  повести  и рассказы  известны  всему прошлому и даже нашему поколению; я  же упивался ими;  они были наслаждением моего отрочества  и моей  молодости.  Потом я несколько охладел к его  перу; повести с направлением, которые он все писал в последнее  время,  мне уже не так понравились,  как первые,  первоначальные его  создания, в которых  было столько  непосредственной поэзии; а  самые последние сочинения  его так даже вовсе мне не нравились".
Я сразу вспомнил по этому поводу историю с Акуниным - и моё собственное охлаждение не к нему, конечно, (мы незнакомы), а к его печатной машине. То есть, когда смешение интеллектуального и массовой культуры было внове, и интеллектуального было много, а массового - не так много, то это вызывало у меня восторг, а вот когда интеллектуальное пиво стало всё больше разбавляться водой ширпотреба (да так, что некоторые начали говорить о невидимом соавторстве), так у меня начась тоска, которую современные люди зовут "пичалька".
При этом сейчас модно выказывать политические претензии любым публичным личностям. Вот Ревзин, к примеру, пишет "Кто меня все ж таки поразил во всей этой истории, так это Борис Акунин. Он искренне считал, что у него получится придумать для России повестку дня, объединить вокруг нее лидеров оппозиции и поженить их с простыми протестующими, переформатировать политику и победить. Он сорвался из своего замка в Сен-Мало, первым дилижансом бросился в Париж, оттуда на всех парах в Москву и, как говорится, с головой нырнул в оранжевые волны революции. В этом есть что-то тургеневское, хотя и не скажу, что именно".
У меня вот никаких претензий ни к кому нет, все в своём праве - и хоть я и думаю, что в ходе зимних пикников "Афиши" Акунин наговорил каких-то благоглупостей, так в этом ничего дурного.
С персонажем Достоевского, кстати, тоже была вполне революционная история и "Великий писатель болезненно трепетал пред новейшею  революционною молодежью  и, воображая, по незнанию дела,  что в руках  её ключи русской  будущности, унизительно к ним
подлизывался, главное потому что они не обращали на него никакого внимания".
 Но в итоге Верховенский только сыгрыл с писателем злую шутку, и вообще в романе вышло всё довольно скверно.
Но я, совершенно не об этом - Акунин вышел как бы таким символом демократии и престолоблюстителем великой русской литературы.
И тут подоспел фильм "Шпион", снятый по его роману.
Про фильм и роман - совершенно отдельный разговор, но вот что интересно - там происходит некая спекуляция. Слово это теперь, в пору мелькания невидимой руки рынка и всего такого, должно выходить вовсе необидным.
Так вот, основная спекуляция происходит не собственно на детективной интриге, а на теме времени и Большого стиля.
В начале Перестройки был модный, как теперь говорят, мем - "Россия, которую мы потеряли" - и всё текущее безобразие соотносилось с 1913 годом. Но потом случилась удивительная вещь - возникла идея "СССР, который мы потеряли" - с атомной бомбой, сменившей соху, сталинскими космонавтами, первыми на Луне, с каналами и высотными зданиями посреди московских переулков.
И вот оказывается, что с помощью Акунина производится этот вполне себе противоположный проект комикса Большого Стиля.
Ну, да - там и Большой стиль в виде комикса, не настоящий, а придуманный, вроде как Берлин на картонных макетах Шпеера.
Собственно, "Шпион" - это как раз "СССР, который мы потеряли". Правда, тут уже претензии к исполению, но сейчас мне нужно отлучиться в лабаз и нет времени объяснять, что это за претензии.
Но само сочетания меня развеселило.

Извините, если кого обидел 



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments