Надо сказать несколько слов о броневиках.
О тех самых броневиках, в жиклёры которых недрогнувшей рукой сыпал (или не сыпал) демонический Шполянский. Вообще, с этими броневиками у в булгаковском романе очень интересная история. Броневики эти сами похожи на демонов войны. Булгаков пишет: «Серая неуклюжая черепаха с башнями приползла по Московской улице и три раза прокатила по Печерску удар с хвостом кометы, напоминающим шум сухих листьев (три дюйма)». Или «Один раз, и именно девятого декабря, две машины ходили в бой под Городом и, нужно сказать, успех имели чрезвычайный. Они проползли верст двадцать по шоссе, и после первых же их трехдюймовых ударов и пулеметного воя петлюровские цепи бежали от них».
Итак, Шкловский в «Сентиментальном путешествии» говорит: «Но я не поступил непосредственно к Скоропадскому, а выбрал 4-й автопанцирный дивизион».
Отсюда и растёт история «Михаила Семеновича Шполянского, командира второй машины броневого дивизиона». Но имеются в виду вовсе не броневики «Остин», прочно ассоциирующиеся с выступающим Лениным, о чём нам наглядно напоминает памятник около Финляндского вокзала.
Но был такой бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов» или «Гарфорд-Путиловец», его собирали на базе американского грузовика «Гарфорд». Меж тем, военные давно поняли, что будущее за пушечными бронемашинами, и из трёхдюймовой горной пушки сделали орудие для броневика. То есть, 72,6-мм пушка, конечно не 76-мм орудие, что ставилось на знаменитый танк т-34 первой модификации, но в условиях Гражданской войны аргумент вполне убедительный. Кроме пушки на «Гарфорд-Путиловец» ставили три пулемёта. Причём всё это вооружение и передвижение обеспечивали восемь человек экипажа. Расплатой за огневую мощь стала сравнительная неповоротливость и медленность хода. («Гарфорд-Путиловец» ехал по шоссе со коростью 18 километров в час).
Тот самый двигатель, что можно было испортить , был четырёхтактным бензиновым мотором с воздушным охлаждением мощностью 30 лошадиных сил. Несмотря на все недостатки эти, исчезнувшие ныне начисто машины, воевали повсюду, а потом некоторыми из них, захваченными как трофеи, пользовались даже немцы. (Есть его фотографии на Берлинских улицах). Были они и у поляков и у прибалтов.
Изготовили всего около полусотни штук до революции, и жили они долго - почти до начала Второй мировой войны, хотя их и переделывали потом в железнодорожные бронедрезины.
Кстати, чтобы два раза не вставать, лента сегодняшняя мне напоминает вереницу похмельных людей первого января. Читая обсуждение, придумал чудесный мем: "Взойти на фонтан".
Извините, если кого обидел
История про то, что два раза не вставать
-
История про то, что два раза не вставать
Я очень не люблю, когда говорят о парных случаях, реинкарнациях и повторениях, но по-моему, иногда это можно. Вот, кстати, как в этом случае с…
-
История про то, что два раза не вставать
ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ 23 февраля (голем) Восстание догорало. Его дым стлался по улицам и стекал к реке, и только шпиль ратуши поднимался над…
-
История про то, что два раза не вставать
...Но среди прочих цитат есть одна, от которой я никак не мог отвязаться, и которая странным образом всё время цепляла мой взгляд. В тот момент…
- Post a new comment
- 46 comments
- Post a new comment
- 46 comments
-
История про то, что два раза не вставать
Я очень не люблю, когда говорят о парных случаях, реинкарнациях и повторениях, но по-моему, иногда это можно. Вот, кстати, как в этом случае с…
-
История про то, что два раза не вставать
ДЕНЬ СОВЕТСКОЙ АРМИИ 23 февраля (голем) Восстание догорало. Его дым стлался по улицам и стекал к реке, и только шпиль ратуши поднимался над…
-
История про то, что два раза не вставать
...Но среди прочих цитат есть одна, от которой я никак не мог отвязаться, и которая странным образом всё время цепляла мой взгляд. В тот момент…