Березин (berezin) wrote,
Березин
berezin

История про то, что два раза не вставать

 Надо сказать несколько слов о броневиках.
О тех самых броневиках, в жиклёры которых недрогнувшей рукой сыпал (или не сыпал) демонический Шполянский. Вообще, с этими броневиками у в булгаковском романе очень интересная история. Броневики эти сами похожи на демонов войны. Булгаков пишет: «Серая неуклюжая черепаха с башнями приползла по Московской улице и три раза прокатила по Печерску удар с хвостом кометы, напоминающим шум сухих листьев (три дюйма)». Или «Один раз, и именно девятого декабря, две машины ходили в бой под Городом и, нужно сказать, успех имели чрезвычайный. Они проползли верст двадцать по шоссе, и после первых же их трехдюймовых ударов и пулеметного воя петлюровские цепи бежали от них».
Итак, Шкловский в «Сентиментальном путешествии» говорит: «Но я не поступил непосредственно к Скоропадскому, а выбрал 4-й автопанцирный дивизион».
Отсюда и растёт история «Михаила Семеновича Шполянского, командира второй машины броневого дивизиона». Но имеются в виду вовсе не броневики «Остин», прочно ассоциирующиеся с выступающим Лениным, о чём нам наглядно напоминает памятник около Финляндского вокзала.
Но был такой бронеавтомобиль «Гарфорд-Путилов» или «Гарфорд-Путиловец», его собирали на базе американского грузовика «Гарфорд». Меж тем, военные давно поняли, что будущее за пушечными бронемашинами, и из трёхдюймовой горной пушки сделали орудие для броневика. То есть, 72,6-мм пушка, конечно не 76-мм орудие, что ставилось на знаменитый танк т-34 первой модификации, но в условиях Гражданской войны аргумент вполне убедительный. Кроме пушки на «Гарфорд-Путиловец» ставили три пулемёта. Причём всё это вооружение и передвижение обеспечивали восемь человек экипажа. Расплатой за огневую мощь стала сравнительная неповоротливость и медленность хода. («Гарфорд-Путиловец» ехал по шоссе со коростью 18 километров в час).
Тот самый двигатель, что можно было испортить , был четырёхтактным бензиновым мотором с воздушным охлаждением мощностью 30 лошадиных сил. Несмотря на все недостатки эти, исчезнувшие ныне начисто машины, воевали повсюду, а потом некоторыми из них, захваченными как трофеи, пользовались даже немцы. (Есть его фотографии на Берлинских улицах). Были они и у поляков и у прибалтов.
Изготовили всего около полусотни штук до революции, и жили они долго - почти до начала Второй мировой войны, хотя их и переделывали потом в железнодорожные бронедрезины.

Кстати, чтобы два раза не вставать, лента сегодняшняя мне напоминает вереницу похмельных людей первого января. Читая обсуждение, придумал чудесный мем: "Взойти на фонтан".

Извините, если кого обидел

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments